ПРОКРАСТИНАТОРЫ (англ. procrastinators) — личности, склонные медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать выполнение различных работ «на потом». Диагностируются с помощью Aitken''s Procrastination Inventory. Установлена положительная корреляция прокрастинации с экстраверсией. Син. «промедлители»; на подростковом слэнге «тормоз». (Б. М.)
Прокрастинация — очередное неуклюжее слово, явочным порядком внедряющееся в наш словарь вслед за фрустрацией, адаптацией, конфронтацией и другими кальками с английского, пришедшими туда из латыни (в данном случае от латинского корня «cras» — «завтра» с приставкой «pro», обозначающей продвижение вперед). И ведь нельзя сказать, что у нас в языке нет своих, достаточно точных синонимов всем этим заимствованиям. Так, англо-русский словарь переводит procrastination как откладывание, запаздывание, неначинание... При всей адекватности перевода очевидно, что «наши» слова не приобрели еще статус «отдельно стоящего термина», применяющегося для обозначения точно определенного и глубоко осознанного явления. А это значит, что мы фактически заимствуем не слово, а понятие.
Впрочем, цель моей статьи — не лингвистическое, а психологическое исследование того, что можно определить как упорное нежелание начинать дела, которые давно пора закончить. Даже самые организованные люди время от времени стремятся избежать неприятных или скучных вещей, откладывая визиты к зубному врачу или заполнение налоговой декларации. Классический пример хронической прокрастинации — привычка многих студентов готовиться к экзамену в последний день, а то и накануне ночью.
Однако прокрастинация — это не только студенческая болезнь. Немало вполне взрослых людей являются прокрастинаторами, особенно если учесть разнообразие форм этого психологического феномена. К ним относятся, например: боязнь рисковать или(и) пробовать что-то новое; засиживание на одном и том же месте, несмотря на неудовлетворенность своим положением, будь то нелюбимая работа или банальное «сидение дома»; привычка «впадать в болезнь» каждый раз, когда надвигается особенно сложное или неприятное событие или задание; уход от принятия решений и нежелание вступать в конфронтацию; перекладывание вины за собственные неудачи на других людей (составление грандиозных планов, о которых приятно мечтать, но к выполнению которых приступить недосуг; превращение своей жизни в сплошную круговерть из необязательных, но привычных занятий или развлечений, когда на важные дела просто не остается ни времени, ни сил...
Парадокс прокрастинации: ее кажущаяся очевидной цель — облегчение жизни — на деле оборачивается серьезными проблемами, поскольку мы упускаем возможности, находимся под стрессом, переживаем внутренний разлад.
Современная психология склоняется к тому, что прокрастинация — это выражение эмоциональной реакции на планируемые или необходимые дела. В зависимости от характера этих эмоций, прокрастинация делится на два фундаментальных типа: «расслабленная», когда человек тратит время на другие, более приятные занятия и развлечения, и «напряженная», связанная с общей перегрузкой, потерей ощущения времени, неудовлетворенностью собственными достижениями, неясными жизненными целями, нерешительностью и неуверенностью в себе.
«Напряженные» прокрастинаторы
Страх неудачи является, возможно, наиболее распространенной причиной прокрастинации «напряженного» типа. Это и опасение, что не справишься с заданием из-за нехватки необходимых знаний (таланта, везения...), и боязнь продемонстрировать свою некомпетентность. Чересчур самокритичные люди избегают многих форм деятельности, особенно если в них есть элемент состязательности. Иногда они даже понимают, что отказ от борьбы — это тоже форма поражения, и переживают еще и по этому поводу. Тем не менее поражение без борьбы, очевидно, менее болезненное, чем провал реальной попытки. Иногда комплекс неполноценности выражается у прокрастинаторов в форме своеобразной мании величия: «я могу это сделать гораздо лучше (чем кто-то), просто мне некогда этим заняться...»
Особенно остро переживают страх неудачи перфекционисты. Впрочем, само по себе стремление к совершенству — отнюдь не плохое качество и в разумных пределах ведет к аккуратности. Более того, те, чей перфекционизм выражается в стремлении преодолеть и победить, как правило, не бывают прокрастинаторами. Хуже тем, кто старается быть на высоте, чтобы сделать приятное кому-то другому (родителям, учителям, публике...). Еще один вариант этой же ситуации — когда человеку с детства внушили, что только тот заслуживает любви, уважения и признания, кто особенно умен или талантлив. Люди с такими убеждениями нередко затягивают решение своих проблем из-за подсознательного опасения: меня разлюбят и перестанут уважать, если то, что у меня получится, не будет отвечать требованиям совершенства или хотя бы установленной мною же ранее высокой планке.
Страх успеха. Обычно этот странный феномен начинается еще в школе, когда некоторые дети начинают учиться явно ниже своих способностей, чтобы их приняли в круг более «разгильдяистых» приятелей, дружбой и мнением которых они дорожат. Иногда ребенок учится не в полную силу из-за опасений типа: «начнут гонять на олимпиады...» или «переведут в спецкласс (спецшколу...), а я не хочу бросать друзей...». Для некоторых девочек сильным тормозом (причем не только в учебе, но и в других занятиях) являются стереотипы: «мужчины боятся и избегают умных женщин...», или «спорт — не женское дело, если только это не фигурное катание или гимнастика...», а то и «женщина, делающая карьеру, перестает быть женщиной...».
Сопротивление внешнему контролю. Прокрастинаторы такого типа взаимодействуют с реальностью «пассивно-агрессивным» способом. В глубине души они уверены, что их желания — закон, а любые требования к ним (со стороны родственников, учителей, начальников, сослуживцев и т.д.) вызывают, соответственно, протест и бунт. Нередко такое поведение является внешним выражением внутреннего недовольства своим положением и чувства обиды. На первый взгляд может показаться, что быть хозяином самому себе и делать только то, что считаешь нужным, — это доказательство сильной воли и независимости. Ловушка здесь в том, что можно всю свою жизнь потратить на эти доказательства, вместо того чтобы делать необходимые и полезные для себя вещи, что по сути своей такое же рабство.
Классификация «напряженных» прокрастинаторов уже не с мотивационной, а с поведенческой точки зрения дает такие подвиды: «Кризис-мейкеры» — ухитряются создать серьезную проблему даже из самой простой задачи. Любители острых ощущений — наслаждаются адреналиновой лихорадкой и находят извращенное удовлетворение, заканчивая проект в ночь перед сдачей. Жертвы ложных представлений — убеждены, что у них все лучше получается, если им приходится работать в условиях стресса. Живучесть этого мифа удивительна, поскольку и опыт, и здравый смысл говорят об обратном: качество работы, сделанной впопыхах, как правило, весьма невысокое. Мечтатели генерируют великие идеи, но терпеть не могут вдаваться в детали, а особенно, выполнять их.
Многостаночники отличаются тем, что составляют чересчур длинный список неотложных и важных дел. Медлительные. Характер их поведения полностью соответствует названию. Нередко это дети строгих и авторитарных родителей. С детства привыкнув к тому, что их действия постоянно подвергаются критике, они вырабатывают привычку откладывать выполнение заданий, т.е. их медлительность — это своеобразная форма протеста. Импульсивные. Несмотря на кажущуюся противоположность медлительности и импульсивности, обе эти личностные характеристики основаны на неумении выбирать правильные приоритеты и следовать им. В результате, например, вместо того чтобы сидеть и писать реферат, вы можете внезапно затеять генеральную уборку.
«Расслабленные» прокрастинаторы
Эта группа, пожалуй, наиболее широко представлена среди студентов. Если «напряженные» прокрастинаторы страдают от беспощадного внутреннего критика, то «расслабленные» затыкают рот своему внутреннему критику с помощью самообмана. Их прокрастинация — это форма бегства от неприятных переживаний, связанных с выполнением того, что они откладывают. Сначала они не делают это, потому что им скучно (или потому что им не нравится преподаватель, или потому что у них нет настроения...), а потом ищут оправдания или придумывают псевдорациональные объяснения своему поведению. Впрочем, не следует упрощать личностные проблемы «расслабленных» прокрастинаторов. В глубине их мотивов может быть стремление к удовлетворению важнейших эмоциональных потребностей — во внимании и одобрении со стороны сверстников, в любви, уверенности в себе... Такого рода «искания» могут сделать учебу как таковую просто невозможной.
Методы борьбы
Как видим, прокрастинация нередко бывает следствием глубоких внутренних причин — страхов, сомнений в себе, отвращения к делу, которым мы вынуждены заниматься... Отсюда вытекает и наиболее эффективная стратегия по ее преодолению: выявлять свои психологические проблемы с помощью честного и тщательного самоанализа, с чего, по сути, и начинается их решение. Иногда в этом деле не обойтись без помощи профессионального психолога или специальной литературы.
Впрочем, большинству из нас могут помочь и более простые меры. Так, для многих палочкой-выручалочкой оказывается планирование и составление списка необходимых дел на ближайший день (желательно, в порядке убывания их важности). При этом надо настроиться на то, что выполнение планов на 100% не всегда реально, и искренне радоваться каждой очередной «галочке», а не сетовать, если не все пункты оказались вычеркнутыми. И еще один секрет: планируйте не только дела, но и развлечения — это такая же важная составляющая жизни нормального человека, как и работа. Отличие между высокопроизводительными людьми успешными и неудачниками заключаются только в пропорциях и приоритетах.
Хорошо работает изменение своего отношения к делу. Не секрет, что даже у самых злостных прокрастинаторов есть занятия, где они проявляют чудеса организованности и прилежания. Кто-то, например, никогда не пропускает любимый сериал, кто-то внимательно следит за победами и поражениями любимой футбольной команды, а кто-то не может прожить и дня, чтобы не «отметиться» на любимом интернетовском форуме. С другой стороны, любое навязанное нам дело вызывает внутреннее сопротивление. Выход очевиден: давящее на нас «мне нужно» необходимо заменить на вдохновляющее «я хочу». И это не так уж трудно, если вспомнить, что по большому счету окончательный выбор всегда за нами (даже если этот выбор приведет нас к плачевным последствиям).
Еще один простой, но эффективный прием для конструктивной настройки нашего сознания — это использование правильных смысловых конструкций. Например, вместо «мне обязательно надо закончить...» лучше подумать: «когда бы мне начать...» или еще лучше: «какой маленький шаг к намеченной цели я могу сделать прямо сейчас...» — ведь если приступать к выполнению какого-то дела достаточое количество раз, то в конце концов оно будет закончено. Тем, кто ошарашен объемом и сложностью предстоящей работы, вместо «это просто невыполнимо», лучше подумать: «с чего бы начать...». А тем, кто испытывает страх неудачи, лучше заменить программирующее на поражение «у меня ничего не получится» на «мои шансы на успех будут определенно выше, если я...».
Перфекционистам следует позволить себе быть «простыми смертными» и вспомнить, что абсолютного совершенства в нашем мире просто не существует. Желательно, кроме того, осознать, что любое большое и совершенное дело осуществляется с помощью множества мелких и несовершенных шагов, каждый из которых приближает нас к желаемому совершенству. Не помешает и прямая настройка на успех — только ни в коем случае не «я должен сделать все в лучшем виде», а «все у меня получится как следует и вовремя».
Один из парадоксальных приемов — это составление расписания, в котором центральное место занимают не дела с перерывами на отдых, а отдых, перемежающийся с делами. Может помочь и работа в «режиме разделения времени». Этот термин, пришедший из программирования, означает, что вместо последовательного выполнения задач, когда нельзя приступить к началу следующей, пока не закончишь предыдущую, одновременно осуществляется выполнение нескольких разных задач — по частям. Отводите на это короткие временные блоки (от 5 до 30 минут) или намечайте сделать что-то конкретное и небольшое по объему. Хитрость заключается в том, что стоит только начать, и вполне возможно, что дело, к которому было страшно приступить, увлечет так, что не оторваться.
...Честно признаюсь: для написания этой статьи мне пришлось воспользоваться несколькими описанными в ней приемами. А начинала я ее писать примерно два года назад, когда Интернет не выдавал ни одного документа с ключевым словом «прокрастинация» (на сегодняшний день их уже сотни). Все-таки правы психологи: когда ее преодолеваешь, появляется здоровое ощущение контроля над ситуацией, уверенности в своих силах, повышается чувство душевного равновесия и внутренней свободы...
Месяцами я собирался написать эту статью. А пишу я её… Потому что у меня наконец освободилось немного времени? Да нет, работы хватает – мне нужно проверить работы студентов, заполнить заказы на учебники, ответить на предложение NSF, прочитать черновики диссертаций.
Я пишу эту статью – что бы не делать всё это. Это и есть суть того, что я называю «структурированная прокрастинация». Эта замечательная стратегия, которую я открыл, превращает прокрастинаторов в эффективных, уважаемых людей, которыми восхищаются за их достижения и способность использовать своё время наилучшим образом.
Все прокрастинаторы откладывают то, что им нужно сделать.
Структуризированная прокрастинация – это искусство превращать эту слабость в силу, заставляя работать привычку на вас.
Основная идея заключается в том, что прокрастинация – не значит отсутствие действий. Прокрастинаторы редко не делают совсем ничего, как правило они делают более или менее полезные вещи – например затачивают карандаши, или копаются в саду.
Но зачем они это делают?
Потому что это – их способ не делать нечто более важное. Если прокрастинатор получит задачу по заточке карандашей - он будет откладывать её точно так же как и все остальные.
Большинство прокрастинаторов получают необходимую мотивацию для выполнения очень сложных, срочных и важных задач – если эти задачи представляются им способом не делать нечто, ещё более важное и сложное.
Структуризация прокрастинации означает выстраивание структуры задач способом, использующим этот факт. Список задач сортируется по важности. Задачи, которые кажутся вам наиболее важными и срочными – вверху списка. Но ниже по списку есть дела, которые тоже важны и полезны.
Работа над этими, менее важными задачами – становится способом избежать другой работы!
Часто, прокрастинаторы пытаются бороться с собою неправильно – уменьшая свои обязательства, они считают, что если у них будет немного работы – то и откладывать будет нечего – а значит они всё сделают вовремя.
Но если в небольшом списке остаются только важные задачи - то единственный способ их отложить (а это в природе каждого прокрастинатора) это не делать вообще ничего. Так часто и происходит.
И в этом месте вы наверное спрашиваете – а что же с найболее важными задачами вверху моего списка, как выполнить их? Конечно, это может стать проблемой.
Решение заключается в правильной сортировке задач в верхней части списка.
Есть два признака идеальной задачи для первых строчек вашего списка.
Во-первых это дедлайн, чётко установленый крайний срок исполнения (который как правило не очень-то и крайний). А во вторых это страшная и ужасная важность (которая тоже часто оказывается так себе). К счастью, в жизни таких задач полно. В университетах например вообще большинство задач – именно такого типа.
Например – задача, которая находится на первом месте в моём списке прямо сейчас: закончить статью по философии языка. Я должен был сделать это одиннадцать месяцев назад. Огромное количество задач было выполнено мною как способ избежать этой работы. Несколько месяцев назад я даже написал письмо редактору, извиняясь за опоздание и высказывая своё намерение всё-таки закончить эту работу. Конечно, само написание этого письма – было способом не работать над статьёй, но выяснилось, что на самом деле я опаздываю не больше, чем большинство моих коллег! И насколько важна эта статья в таком случае? Я думаю вскоре придёт что-то гораздо более важное – и тогда я конечно её закончу.
Другой пример – формы заказа книг. Я пишу эту статью в Июне, а в Октябре у меня будет курс лекций по Эпистемологии. Мои формы заказа книг уже просроченны – эта задача действительно важна и сроки действительно поджимают (для не-прокрастинаторов могу заметить, что дедлайны начинают по-настоящему беспокоить через неделю - две после того, как они пройдут).
Почти каждый день мне напоминают об этих заказах из секретариата, студенты интересуются, что они будут читать, а незаполненная форма для заказа книг лежит в самом центре моего рабочего стола (под обёрткой от бутербродов, которые я ел в прошлую среду).
Эта задача почти в самом верху моего списка. Она беспокоит меня – и отлично мотивирует делать другие, конечно несколько менее полезные вещи.
А на самом деле… Книжные магазины теперь забиты формами на заказы книг, заполненными вовремя (не-прокрастинаторами). Я могу заполнить свои когда-нибудь летом, и всё будет в порядке, главное не заказывать ничего редкого. И у меня наверняка появится другая, гораздо более важная задача до… скажем до 1го Августа. Тогда я буду себя чувствовать комфортно заполняя эти огромные формы – ведь это всего лишь способ избежать другой работы.
Возможно вы считаете что структурированная прокрастинация требует самообмана, поскольку основной эффект заключается в постоянной подмене одних задач другими. Так оно и есть. Необходимо осознать преисполниться готовностью решить задачи, с искусственно завышеной важностью и нереалистичными сроками – воспринимая их как действительно важные и срочные. На самом деле это не очень сложно и даже близко к самой сути прокрастинатора.
© 1995 Джон Пери
Волшебное слово завтра - новости
Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня, говорит внутренний голос при мысли о том, что пора отправить деловые письма и начать писать oтчeт. Но внутри мгновенно возникает еще один голос, который непременно скажет, что от работы кони дохнут, и приведет 1001 довод, почему письма подождут до завтрашнего дня, а отчет до конца нeдeли. Хотя очевидно, что в конечном итоге будет катастрофически не хватать времени и возникнет риторическое «надо было раньше нaчинaть». О том, что таится за загадочным словом прокрастинация и о причинах ее возникновения, а также методах борьбы с подробностями материал NewsInfo…
Есть то, что знакомо каждому из нac. Вот сейчас досмотрю кино и пойду yбиpaтьcя. Поговорю по телефону и начну делать дoклaд. А в итоге доклад так и остается в состоянии полутора абзацев текста, а на мебели горы пыли. Прежде всего, стоит учесть, что такое поведение является с точки зрения психологии, совершенно нopмaльным. Правда, до тех пор, пока оно не становится систематическим и не начинает негативно влиять на жизнь индивидyyмa. Дело в том, что горы пыли, вряд ли могут негативно сказаться на судьбе человека, разве что он страдает астмой или aллepгиeй. Но вот когда речь заходит о тех действиях, которые могут принести результат лишь в том случае, когда оные выполняются в течение периода, причем, весьма длительного, то важно научиться делать требуемое в cpoк. Например, в студенческой жизни, чтобы сдать экзамен, нужно весь семестр посещать лекции, семинары, сдавать письменные paбoты. Оказывается, многие люди совершенно не в состоянии контролировать себя, особенно когда жесткие академические рамки оказываются пoзaди. Главный секрет тех, кто успевает все делать вовремя – это мотивация и организованность с приставкой caмo.
До сих пор психологи спорят о том, является ли откладывание на завтра того, что стоит сделать сегодня, или прокрастинация, особенным свойством психики конкретного индивидyyмa. Также идут дискуссии по поводу стабильности этой склонности или об ее ситуативном тeчeнии. Но известно точно, что основной общей особенностью людей, грешащих такой чертой характера, является депрессивный настрой и страх перед будущим или боязнь не справиться с поставленной зaдaчeй. Народная мудрость гласит, что тот, кто рано встает, тому бог пoдaeт. Человеку, который пренебрегает сим правилом, грозит, с точки зрения психологии личности, постоянное чувство недовольства, которое постепенно перейдет в депрессию, если, конечно, начало той или иной нужной деятельности отодвигается на недели или даже мecяцы. Например, можно упустить выгодное предложение по работе или прервать oбyчeниe. Причем, несмотря на отсутствие специальной статистики, практика показывает, что мужчины чаще женщин демонстрируют такой тип пoвeдeния. Кроме того, люди с аналитическим складом ума в меньшей степени склонны к откладыванию на завтра важных дeл. Большую роль также играет пpивычкa. Если выработалось ответственное отношение, то человеку будет проще пересиливать лень и инерционные силы бeздeйcтвия.
Психологи советуют научиться разрабатывать стратегии личных дocтижeний. Например, составлять планы и учиться их пpидepживaтьcя. Назначать сроки, придумывать поощрения и накaзaния. Причем, чем реалистичнее поставлена задача, тем больше шансов ее дocтичь. Большую цель проще разбить на несколько маленьких, и достигать ее небольшими шагами, помня о японской поговорке, что растет медленно, растет хоpoшo. Еще важно уметь избавляться от раздражающих факторов, например, выключать телефон, в том числе и мобильный, а также удалить с компьютера все игрушки, если простаивают важные дeлa.
Переносный смысл
Когда переносишь все на последний момент, казалось бы, облегчаешь себе жизнь. Думаешь: да ладно, еще часок поваляюсь… ну что случится, если я это сделаю завтра? А когда этот момент наступает, думаешь: ну почему я не сделала все заранее?! То убиваешь время, то не знаешь, где его найти. Знакомо?
Тему этой статьи я придумала, когда “последнего момента” у меня уже не оставалось. Редакция на планерке, а я сижу дома и судорожно сочиняю в пустоту звучные темы для номера, который уже обсуждают. Вот так оглянулась я на свою жизнь: подготовка к экзамену – в последнюю ночь, выполнение месячного объема работы – за десять дней, грамматика испанского языка – за двадцать, диплом – за неделю… Иногда мне кажется, что это нормально – ведь так живу не только я. В общем, я решила разобраться с привычкой все откладывать… Серьезно разобраться, для себя и для общества.
У истоков
Чаще всего это болезнь молодости: “От сессии до сессии живут студенты весело”. Общий фон – чего париться, вся жизнь впереди! В студенческие времена делать все в последний момент было абсолютно естественно. Мысли о том, что подобное поведение требует коррекции, за все время учебы в институте не посетили меня ни разу, и склонность все откладывать отправилась вместе со мной во “взрослую жизнь”.
Кроме того, эта зловредная привычка, возможно, связана с чисто российским менталитетом, который четко выражен в известной пословице: “Пока гром не грянет…” Даже фонетика выдает в нас любителей повременить. Английское слово time четкое и упругое, немецкое Zeit похоже на звук секундной стрелки. А наше слово какое-то смягченное, растянутое – “вре-е-е-мя-я-я”. И даже в слове “успех” спрятались “успевать” и “спешить”.
Ну и есть еще, конечно, такая штука, как романтика последнего момента. Мысль о том, что я способна за ночь справиться с задачей, рассчитанной на неделю, греет душу. С другой стороны, я успела получить столько комплиментов этой своей реактивности, что гордиться этим больше неинтересно. От страха все провалить и от осознания того, что откладывать решительно некуда, мозг начинает работать с тройной силой. Это неплохо, конечно, но получается замкнутый круг. После панической умственной работы мне еще очень долго не хочется приступать к делам. В итоге я переношу их до следующего последнего момента… Ну и так далее.
В минусе
Пока подобная ситуация комфортна для тебя, нечего и думать о переменах. Ведь, как только признаешь “последний момент” проблемой, нужно будет что-то предпринимать. Что-то не хочется… А если на то пошло, лучше уж завтра! Проследи, как сказываются постоянные поблажки самой себе на твоих успехах.
1 Во всех восточных практиках дела, которые планируются и не исполняются, приравниваются к непосильной ноше. Больше всего энергии уходит впустую, когда мы не осуществляем то, что запланировали, и планируем то, чего никогда не осуществим. Внутренние энергетические резервы разоряет чувство вины, которое сопровождает такое ущербное планирование. Чем больше дел, висящих в воздухе, тем меньше у тебя сил на то, чтобы их наконец свершить.
2 Существуют дела важные и срочные. Как правило, важные дела, если их долго откладывать, трансформируются в срочные. В итоге пропадает ощущение, что ты принадлежишь самой себе. Все чаще ты кому-то должна.
3 Как показывает практика, чем ближе к “последнему моменту”, тем насыщеннее становится личная жизнь. Всю неделю ты упорно бездельничала. Однако в день, когда ты наконец вынуждена посвятить себя выполнению некой задачи, зазвонит телефон, организуется встреча одноклассников, тебя пригласят на вечеринку, в кино или на романтический ужин. И придется отказать.
4 В процессе работы нашему вниманию открываются новые аспекты дела, возникают неожиданные идеи, в голову приходят нестандартные способы решения задачи… Но если на это нет времени, пользуешься самыми элементарными методами получения результата. Наверняка и ты не раз отказывалась от оригинальности ради скорейшего финала.
Что с тобой?
В психологии есть термин, определяющий процесс невыполнения дел заранее. Слово не слишком благозвучное, но тем не менее… Прокрастинация – эмоциональная реакция на важные вещи в твоей жизни. И если ты решила что-то в себе изменить, прежде всего разберись, какие эмоции вызывают у тебя дела, которые ты откладываешь.
Чаще всего причина упорного ничегонеделания – это страх или неуверенность в себе. Ты откладываешь подготовку к экзамену – потому что боишься его завалить. Или никак не отправишься к гинекологу, потому что сто лет у него не была и опасаешься услышать что-нибудь неприятное.
Иногда, прежде чем приступить к выполнению задачи, надо четко для себя решить, что ты должна делать и как. В результате от вечной прокрастинации часто страдают перфекционисты. Они то ждут вдохновения, то идеальных стечений обстоятельств; то сомневаются, смогут ли соответствовать своим представлениям о том, насколько идеально все должно быть сделано.
Тяжелее всего приходится мечтателям. Для них строить планы гораздо приятнее, чем их осуществлять. Мыслями – впереди, делом – сзади… Согласись, не самая лучшая жизненная позиция.
Иногда мешает излишняя импульсивность, которая выражается в неправильной расстановке приоритетов. Это когда ты, вместо того чтобы писать реферат, вдруг загораешься идеей сделать дома перестановку. А в процессе не замечаешь, как быстро летит время.
Если ты готова бросить все ради очередной тусовки с друзьями, значит, у тебя проблемы и с внутренней мотивацией. Тут есть два выхода: либо прими это (если можешь себе позволить такой образ жизни), либо займись проработкой своей системы ценностей.
Самый пагубный вид прокрастинации тот, при котором человеку в принципе не нравится работа, выбранная им. Если ты замечаешь непреодолимое отвращение к откладываемому делу и к своим обязательствам в целом, то надо подумать о том, что надо срочно менять само занятие.
Это лишь некоторые из мотивов подобного поведения. В реальности их намного больше – и у каждой из нас свои. Ясно одно, прокрастинация является лишь следствием. Потому бороться надо не с ней, а с истоками проблемы.
Исключи лишнее
Многие из нас буквально завалены “кармическими долгами” – делами, которые откладываются и откладываются. Некоторые из них взрослеют с нами, живут от понедельника до понедельника, всегда рядом из года в год. Устрой ревизию этим “путешествующим” делам – выпиши их все на лист бумаги. Потом хорошенько подумай, готова ли ты предпринять конкретные шаги по их осуществлению прямо сейчас. Вот хотя бы завтра. Спровоцируй момент истины, не ври себе: если ты уже пятый год пытаешься выучить английский и все никак, скорее всего, надо вычеркнуть его из списка. Возможно, у тебя просто нет четкой мотивации. По крайней мере, пока. Пусть лучше такие дела уйдут из твоей жизни вовсе, чем будут волочиться за тобой без права на реализацию. А те, что ты посчитаешь важными и необходимыми, надо исполнить. Реши для себя, что каждый день будешь делать хотя бы что-то для их осуществления. Собственно, с этого и стоит начать работу над собой. Только начни – и ты поразишься, какой заряд энергии будет давать тебе каждое завершенное дело! Ты почувствуешь освобождение, гордость, легкость. Это позволит тебе скорректировать отношения с новыми делами.
И уже потом можно продолжать блюсти деловую чистоту. Для того чтобы не возобновлять свою “накопительную систему”, впредь старайся не откладывать на завтра то, что можешь сделать сегодня.
Начни сейчас!
Посвяти 10 минут анализу своего нежелания приступить к намеченному делу прямо сейчас. Чаще всего большая часть работы кажется нам нейтральной. Тормозят какие-то частности, нюансы. Например, в процессе необходимо позвонить какому-нибудь неприятному человеку. Или ты забыла, куда положила все необходимое для работы. Или не умеешь оформлять шапку документа… Вариаций множество, но их объединяет одно: все эти препятствия – полная ерунда, легко решаемые вопросы. Именно с этими проблемами надо покончить в первую очередь. Потом дело пойдет легче.
Начинай с того, что совсем не страшно. Главное – приступить к выполнению. Школа вбила в нас представление о том, что все надо делать последовательно. Учитель всегда знает маршрут, который нужно отмаршировать, понимает, какими знаниями должен располагать ученик, чтобы двигаться дальше. В жизни все иначе: тут знаем, тут не знаем, а здесь вообще никто никогда не знал, что надо делать. В таких случаях поступать лучше не как в школе, а как на съемочной площадке. Ни для кого не секрет, что фильмы снимаются нелинейно. Сегодня есть такие-то актеры, удачно идет сезон дождей? Значит, снимаются те сцены, для которых нужны именно эти люди и погодные условия. Начни с того, что тебе известно. Выбери фронт работы, для которого все есть. Чем больше понятных тем закрывается, тем яснее становятся задачи, которые выводили из себя своей неопределенностью.
Планируй, как Франклин
Твои шансы на успех в борьбе с “последним моментом” взлетят до небес, если ты займешься планированием. Это метод не для всех, однако попробовать стоит. Или хотя бы ознакомиться с основными принципами подобной практики.
Начать лучше с мыслей о том, к чему ты стремишься в итоге. Сложно быть организованной и целеустремленной, если не знаешь, для чего это нужно. Система планирования Бенджамина Франклина подразумевает не только ежедневные заботы. Первая ступень пирамиды под названием “Успех” начинается с определения главных жизненных ценностей. Например, материальный достаток и социальный статус. Или замечательная семья. А может быть, богатство и слава? Или служение человечеству? Второй этап – определение глобальной цели. Это детское “кем ты станешь, когда вырастешь”. Затем следует генеральный план достижения цели, то, без чего невозможна реализация всего предыдущего. Например, чтобы стать известной певицей, надо как минимум уметь петь. Далее конкретики становится больше: надо составить план на пять лет, на месяц, а потом на грядущий день. Ключевой вопрос самой себе: “Что я могу сделать для достижения цели в ближайшие годы, в следующем месяце, завтра?” Таким образом ты поймешь, чего хочешь, определишься с тем, что надо делать, и станешь реже откладывать по-настоящему важные дела. Составить план не так сложно, а вот следовать ему – другое дело. В этом тебе помогут советы бизнес-тренера Дарьи Трепольской:
“Чтобы планы выполнялись, они должны быть конкретными. Часто мы не можем оценить результат своих действий. Возникают вопросы без ответа: “Зачем я должна делать это именно сейчас? Что мне это даст? Почему лучше не откладывать?” Должна быть практичная измеримость действия, грубо говоря, выгода для тебя лично. Еще важно оценивать свои силы и реалистично относиться к внешним обстоятельствам. Кроме того, нам очень мешает привычка не ограничивать себя во времени. Это звучит так: “Эх, надо бы сделать…” Выходит, можно не торопиться – и появляется соблазн перенести это дело на потом.
Итак, любое твое намерение должно быть:
конкретным;
измеримым;
достижимым;
реалистичным;
временным (ограниченным во времени)”.
А я для себя придумала такую игру под названием “Материализация мыслей”: как пришла мысль сделать что-нибудь, надо брать и делать в ту же секунду. Не хочешь делать – не думай об этом. А если уж подумала, то выполняй. Тогда отговорки отпадают автоматически. И миллион мелких дел, которые я бы с удовольствием перекинула в какое-нибудь обозримое будущее, делаются легко и быстро. Многие крупные дела без промедления переходят в стадию реального процесса. Я делаюсь менее ленивой и статьи сдаю вовремя. А ведь в этом как раз смысл всего вышеизложенного!
Благодарим тренинговую компанию “Сити-Класс” за помощь в подготовке материала.
КОММЕНТАРИЙ ИРИНЫ ХАКАМАДЫ:
“Если я замечаю, что какое-то дело откладываю уже не раз и не два, то начинаю задумываться, так ли оно для меня важно. Cуществует два варианта. Когда сильно не хочется что-то делать – значит, и не нужно. И когда сильно не хочется, но – надо. Во втором случае я провоцирую исполнение дела: звоню секретарю, чтобы она запланировала встречу, которую я откладываю. А там уже деваться некуда. Но есть еще один вариант: очень надо что-то сделать и хочется это осуществить, но не получается, не идет дело. В этом случае лучше отдать решение вопроса Космосу, то есть отпустить ситуацию, не думать о ней. Надо быть гибким и уметь лавировать между планированием и спонтанностью. Нельзя насиловать естественный ход жизни. Нужно понимать, какие дела можно перепоручить, если вы не справляетесь чисто физически. Не надо все взваливать на себя, должен быть хоть один помощник. Это меня лично очень выручает и спасает от того самого “последнего момента”, о котором мы тут говорим”.
По ту сторону дедлайна
Приближение дедлайна — совершенно особое состояние, знакомое каждому офисному работнику. Да, собственно, не только офисному, и не только работнику: впервые с такой особенностью нашей цивилизации как «дедлайн» мы встречаемся еще на студенческой или даже школьной скамье. Многие помнят эти ощущения неизбежной бессонной ночи и состояние обреченного стресса. Работу сделать, кажется, невозможно, но не сделать — тоже нельзя. И делали! Наша работа — это унылое «тление» энергетической и психической энергии, прерываемое краткими вспышками дедлайнов. Патологическое отношение к дедлайну — вещь чрезвычайно распространенная среди офисных работников. В этой статье мы попробуем разобраться в некоторых особенностях «дедлайновой» психологии.
Истоки страха перед дедлайном
Для начала — несколько цифр. По словам кандидата психологических наук Тимофея Нестика, примерно 20% офисных работников — хронические тянульщики, или, по-научному, прокрастинаторы. Прокрастинатор — это человек, склонный искусственно затягивать выполнение работы и постоянно откладывать дела «на потом». Именно такие люди обычно делают всю работу накануне дедлайна. 10% тянульщиков, по оценкам американских психологов, — это так называемые arousal procrastinators, тянульщинки от возбуждения. Эти сотрудники откладывают работу на последний момент, потому что им проще работать в состоянии стресса как необходимом источнике психической энергии, как горючем в их психосоматическом моторе. Для таких людей нет стресса — нет работы.
Всем прокрастинаторам свойственны тревожность, депрессивное состояние, низкая самооценка. Они очень импульсивны. В целом, причина «сдвинутого» поведения человека в преддверии дедлайна — не просто неумение организовывать свою работу и планировать время, а более глубокие, личностные особенности.
Полиактивность и моноактивность
Одна из причин, видимо, заключается в том, что одни люди полиактивны, а другие — моноактивны. Одни — склонны выполнять несколько дел одновременно и живут как бы в нескольких временных ритмах. Другие — могут эффективно выполнять только одно дело. Другие два показателя, по которым различаются большинство людей, — это степень ориентации на будущее. Одни — живут сегодняшним днем, другие — строят далеко идущие планы на будущее. По этим двум шкалам Тимофей Нестик выделяет 4 типа сотрудников по их отношению к дедлайну.
1) Коммуникаторы ориентированы на настоящее, а не на будущее, и на одновременное выполнение как можно большого количества дел. Для них важен успех всего проекта, а не отдельной задачи, процесс движения к цели, а не поэтапное достижение локальных результатов. Такие люди обычно не очень следят за дедлайнами и могут оказаться в положении, когда всю работу придется доделывать в короткий срок.
2) Визионеры отличаются высокой ориентацией на будущее. При этом они полиактивны и могут делать много дел одновременно. Для них важно не соблюдение сроков, а конечная цель. Здесь тоже есть опасность забыть о текущих делах под влиянием увлеченности мыслью об окончательном результате.
3) Стратеги очень серьезно относятся к срокам. Они моноактивны и ориентированы на будущее. Они постоянно сверяют реальное движение с графиком. Если сравнить проект с поездом, который движется к цели, то можно сказать, что стратеги смотрят на карту, а не в окно. Им легче ориентироваться в утвержденных планах, чем в реальных событиях. Стратеги не могут быстро подстроится под перемены. Им легко спланировать проект, но трудно проконтролировать выполнение сроков всеми участниками.
4) Гонщики монокативны и ориентированы на настоящее. Продолжая нашу метафору, можно сказать, что, в отличие от стратегов, гонщики как раз «смотрят в окно движущегося поезда», следят за реальными процессами. При этом они не видят конечной цели, поэтому им кажется, что нужно как можно быстрее сделать первую задачу, чтобы начать вторую.
Основные конфликты в ходе работы возникают, как правило, между визионерами и гонщиками, или между коммуникаторами и стратегами, так как эти типы по ключевым параметрам наиболее резко отличаются друг от друга.
По материалам «Headhunter Magazine»
Не откладывай на завтра: ужас дедлайна
Не откладывай на завтра: ужас дедлайнаТы в течение месяца собираешься сесть на диету "с понедельника". Но каждый раз что-то мешает – то день рождения подруги, то наличие пирожных в магазине, то плохое настроение. Ты идешь на свидание, обещая, что сегодня вечером (или лучше – завтра) сядешь за отчет. Следующей ночью ты будешь пить кофе, бегать по квартире с криками "у меня аврал!" и в срочном порядке делать то, что можно было осуществить давным-давно.
Ты – тянульщица, или прокрастинатор (от английского procrastinator), - человек, склонный медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать все дела на потом. Есть масса путей, ведущих к неудачам, но этот – самый эффективный.
По мнению психологов, 20% людей признаются себе в том, что они хронические тянульщики. Откладывание на потом для них - образ жизни.
Отличительные черты прокрастинатора очевидны – он либо вообще ничего не делает, ожидая более благоприятных обстоятельств, либо делает, но не до конца. Кредит выплачивается не вовремя, билетов на концерт не хватает, подарки покупаются день в день, а начальник обвиняет в неорганизованности и безответственности. И что характерно - причины, объясняющие подобное поведение, есть всегда, причем зачастую они связаны с внешними обстоятельствами – не было времени, болела, забыла, не успела.
Согласно последнему исследованию, 47% нашего времени, проведенного в интернете, посвящено откладыванию работы.
Специалисты заявляют, что проблема затягивания далеко не всегда связана с ленью и неумением распределять свое время. Однако тянульщиками не рождаются – ими становятся. Что же заставляет людей добровольно отказываться от успеха?
1. Авторитарность родителей
Прав был Фрейд, все проблемы родом из детства. Затягивание может быть ответом на авторитарный стиль воспитания родителей. Жесткий, деспотичный папа не дает развиться способностям ребенка управлять самим собой, упорядочивать свою жизнь. В результате ты протестуешь и идешь за поддержкой к друзьям. А те, в свою очередь, оказывают медвежью услугу, прощая тебя за нарушенные обещания и вечные опоздания "по очень уважительной причине".
2. Боязнь неудачи
Пожалуй, это основная причина затягивания дел. Ты боишься, что не справишься с поставленной задачей, опасаешься, что у тебя не хватит способностей, умений или времени.
"Уж лучше не делать вовсе, чем выглядеть глупой неумехой", - думаешь ты. Заниженная самооценка, неуверенность в себе – вот что тебе мешает.
3. Перфекционизм
Ты не приемлешь средних результатов. Если уж браться за дело, то выполнять его безупречно. Стоит заметить, что люди, которые делают все возможное, чтобы победить, не откладывают свои дела. Делают это те, кто пытается добиться результата для того, чтобы быть хорошимумнымисполнительным в глазах других. Они уверены, что без идеального результата их никто не будет любить и ценить. Выяснив же причины перфекционизма, можно смело возвращаться к первому пункту.
Не откладывай на завтра: ужас дедлайна4. Нежелание контролировать
Есть люди, которых бросает в дрожь от слов "планирование" и "самоконтроль". Ах, я вся такая внезапная и непредсказуемая! Зачем контролировать себя, планировать что-то заранее, когда можно поддаться мимолетному порыву, импульсу и упорхнуть в противоположном направлении? Если это про тебя, ты не желаешь думать о завтрашнем дне и брать на себя какие-то обязательства, твои приоритеты – это сиюминутные желания. Если, делая генеральную уборку, ты решишь протереть монитор компьютера, ты его тут же включишь, обязательно проверишь почту, затем начнешь отвечать на письма, а кончится все двухчасовой болтовней по "аське".
5. Неясные цели
Если твой начальник не обозначил, в каком направлении нужно двигаться, зато объяснил, что приоритетов нет, и все главное – ты оказываешься в полной растерянности и стараешься оттянуть выполнение неясных задач. Ты просто не знаешь, с какой стороны подойти к проблеме, а, как натура нерешительная, боишься брать на себя ответственность. Зато в итоге ты оказываешься ни в чем не виновата, это ведь Пал Палыч ничего не объяснил.
6. Неверные убеждения
Тебе кажется, что если загнать тебя в рамки, ты можешь выполнить работу намного лучше. Такое мнение частенько встречается среди прокрастинаторов. Однако это не что иное, как заблуждение. Работа, выполненная в последний момент, в состоянии стресса, о котором Клео уже писал, как правило, отличается низким качеством.
Миф о всемогущем "дедлайне" можно услышать от людей творческих. Они тянут до последнего в ожидании вдохновения. Помнишь, как у Высоцкого: "Меня сегодня муза посетила, немного посидела и ушла"? Муза уходит, а невыполненная работа остается.
7. Лень и отсутствие интереса
Ну нет у тебя желания заниматься уборкой, вместо этого хочется поваляться на диване с пультом от телевизора и интересной книжкой. Нам свойственно откладывать "на потом" неинтересные и скучные занятия, особенно если речь идет о таких жутких вещах, как поход к зубному – это дело мы, как правило, откладываем и откладываем.
Исследования показывают, что прокрастинаторы чаще испытывают стресс, в результате чего они чаще страдают от бессонницы, простудных заболеваний и проблем с желудком. Кроме того, они чаще курят и пьют.
Проблема затягивания для многих актуальна, а все, что актуально, активно обсуждается не только на форуме Клео, но и в ЖЖ. Так, юзер rikki-t-tavi называет себя знатным прокрастинатором и мудро замечает, что "отложенные вещи обладают способностью неверно отражаться в накопителе души. Каждое мысленное воспоминание и отгоняние этой мысли прибавляет делу несуществующей сложности и тяжести". Поэтому прекращаем заниматься самообманом и начинаем бороться с вредной привычкой!
* Хотя некоторые специалисты скептически относятся к планированию, список дел в порядке важности и срочности научит тебя принимать решения и расставлять приоритеты.
* Не так страшен черт, как его малюют – неприятные дела переживаются нами намного спокойнее, чем ожидание и ощущение незавершенности. Запланируй свой визит к стоматологу на утро и придумай себе награду. Награды также хороши, если нужно действовать, а тебя обуяла усталость или лень.
* Объемные проблемы, такие как поиски работы, слишком сложны, чтобы решить их одномоментно. Разбей их на маленькие блоки и выполняй по очереди.
* Если ты боишься принимать решения, а сделать это необходимо, обозначь себе день, когда ты это сделаешь, и критерии для принятия решения. А если ты еще поделишься этим с подругой – пути к отступлению уже не будет.
* Опасаешься неудачи? Закрой глаза и представь себе картинку, где ты сдала начальству отчет, получила порцию похвалы за хорошую и вовремя сданную работу и ощущаешь легкость Не откладывай на завтра: ужас дедлайнаоттого, что все позади. Сконцентрируйся на конечном результате и в процессе работы напоминай себе, как будет здорово, когда ты все сделаешь.
* Для любителей безупречных результатов – используй свою кропотливость там, где она необходима. Вполне возможно, что вместо деталей и подробностей нужна просто общая оценка. Кроме того, сама себе обозначь "дедлайн".
* Если ты часто отвлекаешься – забудь о журналах, компьютере, телевизоре и телефоне на определенное время. Пообещай себе час отдыха, когда ты закончишь работу.
Есть два типа людей – которые говорят и которые действуют. Можно догадаться, кто из них добивается успеха. Те, у кого есть план, мечта, миссия – и ничто их не остановит на пути к задуманному. А если все откладывать на потом, через двадцать лет ты можешь по-прежнему лежать на диване и объяснять окружающим, как несправедлив этот мир.
Я знатный прокрастинатор. Вы знаете, что такое прокрастинация? Это упорное неначинание дел, которые давно пора закончить.
А поскольку я прокрастинатор знатный и заслуженный, у меня накопились и методы борьбы с этой напастью.
Вот есть прокрастинаторы, которые любят работать под стрессом, дотягивают до последнего, потом размашисто, ярко и бодро делают, когда срок висит как дамоклов меч, когда катастрофа на носу.
Я не из таковских. Под стрессом мне работать еще ненавистнее. И предчувствие такой работы может стать вполне успешным пинком в сторону начать ее заранее...
Методы, без сортировки, как на ум пришло.
1. Очень часто до сознания доходит только общее нехотение делать дело, общая некомфортность и душа-не-лежность к этому делу. Однако если дать себе 10 минут спокойного сидения в укромном месте и заглядывания в суть нехотения, то выясняется, что большая часть дела для нас нейтральна или даже приятна. А стопорится все на каких-то деталях, нюансах, мелочах.
В середине дела нужно позвонить неприятному человеку ( а ты еще чего-то ему морально должен), не помнишь, куда засунул коробку с циркулями ( а подозреваешь, что в такое место, которое давно нужно разобрать и за которое стыдно), нет нужной бумаги, стул не подходит к столу, ты не умеешь писать шапку на листе. Вариантов, заглянув в себя, вы можете найти невообразимое разнообразие. Однако практически все их объединяет одно - это такая ерунда! И занимает такое ничтожное место в удельном весе всего дела.
Иногда достаточно просто осознать эту вещь. Иногда осознать и дойти до ближайшего магазина. Этот мелкий затор ( который прикидывается всем противным делом) легко сметается.
2. Делать дело не линейно, а сетчато. Про это я уже писала. Школа вбила в нас представление, что делать надо все последовательно и линейно. Но это хорошо лишь для школы, где не предполагается неизвестных вещей. Учитель всегда знает путь, который нужно отмаршировать, и знания усеченные для этого пути, поэтому ученику можно делать линейно. Жизнь, однако не состоит из отдельно отобранных знаний и задачек с известными ответами. Она как-то нахально разветвлена - тут знаем, тут не знаем, тут рыбу заворачивали, а тут вообще никто никогда не знал, что делать.
Прикидываемся съемочной группой. Вы же в курсе, что фильмы линейно не снимаются? Сегодня есть в наличии эти артисты, но нет тех, удачно идет сезон дождей, всех привезли на эту натуру, хотя сцены с нею три раза в середине и один раз в конце. Поэтому снимают ту сцену, для которой все есть сейчас.
Нужно делать те вещи, которые уже хорошо известны, понятны, и для которых все есть. Этот узел в сетке, другой, третий в стороне от них. Чем больше закрываются те места, с которыми все ясно, тем яснее становятся вещи и задачи, которые выводили из себя своей неопределенностью, ясно в каком направлении их копать и как увязывать с уже сделанным.
3. А отсюда принцип незабвенной "в конце-концов любящей себя домохозяйки" - заткните рот своему перфекционизму, не нужно ждать идеальных условий и торжественных фанфар, возьмите таймер и поделайте что-то хоть пять минут. Известное и несложное в предстоящем и откладываемом деле. Найдите пачку бумаги и хорошую ручку. Сложите стопочкой нужные книги. Принесите в одно место нужные нитки, иголки и схемы.
Вы же еще не начали тяжкий труд? Вы только приносите ручку. А завтра сложите нужные документы в папочку на компьютере. Или сделайте телефонный звонок. Или задайте вопрос в форуме. Или возьмите книгу в библиотеке. От 15 минут чего-то поделать в счет будущего проекта еще никто никогда не умирал. Этой версии и держаться.
4. Отложенные вещи обладают способностью неверно отражаться в накопителе души. Каждое мысленное воспоминание и отгоняние этой мысли прибавляет делу несуществующей сложности и тяжести. Все замечали, что вещи, сделанные с разгону, не в задуманное время, вообще не успевают осознаться как вес на душе.
Эта мысль во мне живет фразой - все легче, чем оно кажется. Я тяжелая на подъем - и постоянно забываю эту мысль. Однажды я придумала себе напоминание. и пошла искать что-то тяжелое - то ли дурацкое кольцо из плексигласа, то ли браслет - что-то, что постоянно мешалось бы и от этого осознавалось - а на него замкнуть фразу : все гораздо легче, чем оно кажется. Браслет такой я купила ( ха-ха) - цепочку, тяжелую, вычурную и невозможную дешевку ( в смысле вкуса и качества). Но служил он задаче отлично. Вообще, мантровость в таком деле очень важна. Отчеканил фразу - и пусть себе всплывает.
5. Приятность и неприятность дел - прихотливое и очень субъективное внутреннее разложение. Поэтому очень неплохо дела разложить на два списка - приятных и неприятных. Если вас воспитывали как меня, вполне возможно дела из списка приятных не менее важны и срочны, однако парадоксальным образом начинание их тормозит ощущение, что это не настоящее дело, а настоящее то, что противно:))
У работы с двумя этими списками есть несколько вариантов.
Взять сразу приятное и важное дело - с ним уже все ясно. А за время выполнения, неприятное как-то перестроится - может своей смертью помрет от старости, может перестанет быть неприятным, а может к другим уйдет.
Взять и поработать над неприятным, держа под рукой список приятного. Все те же 15 минут-которые-никого -еще- не убили - и тут же себя вознаградить большим куском приятного дела. На свободе с чистой совестью.
Или переложить неприятное на других. Не надо беспокоиться за них. У них свои списки и вполне возможно, ваше отвратительное дело проходит у них по разряду - вообще ничего не стоит. Это может быть и прямой обмен дела на дело. А может быть и просто (бес)корыстная помощь - когда вы излагаете вслух желающим послущать ваши задачи и идиосинкразии - а вам говорят - о! да давай мы тебе это шутя сделаем.
6. Если же уже начал и увлекся, нужно ограничивать себе время. По истечении 15 минут спросить себя небрежно: ну что, продолжим еще? - и самому себе закивать с энтузиазмом: ага-ага!!. И самому себе резрешить: ну ладно уж, еще 15 минут...
Важно вовремя остановиться. Вот Хемингуэй написал очень любимую мною и совершенно дивную мысль. Когда ты пишешь, важно не дописать до конца своих сил и знания о том, что будет дальше. Сегодня надо непременно закончить на таком месте, чтобы ты знал, что завтра писать и продолжение истории.
Иначе завтра я оказываюсь опять в позиции номер ноль - поди туда, не знаю куда, напиши то, не знаю что. Идеальная стартовая площадка для прокрастинации.
7. Еще есть метод широкого фронта. Когда короткий список отложенных дел и включен пульсирующий таймер. И без всякой раскачки или отговорок, каждые 15-20-30 минут переходишь к следующему делу и что-то по нему делаешь. 15-минутные у меня любимые интервалы, они такие короткие, что невозможно размусолиться, приходится быстро придумать, что же там можно сделать, а в услових цейтнота будешь делать как раз то, что находится в узлах сетки и понятно сразу. Этот метод ( плюс пророчество дурацкого браслета) приводит к тому, что дела-то многие в эти 15 минут и рассасываются. А остальные запускаются, как маховик пропеллера - и уже не спрыгнешь с самолета:)
8. А есть наоборот - метод акына. Что вижу, о том пою. Но долго.
Начинаем с любого угла пространства - и первое же дело, о котором что-то напомнило, начинаем делать последовательно - и до конца. Акынья политика требует относительной свободы от удушающих дедлайнов других дел. На такое степное пенье можно выделить отдельное время в дне. Но уже петь и петь каждый день в это время все ту же песню, пока она не допоется до слов " и много-много радости детишкам принесла". Метод акына позволяет начать и закончить дела, которым иначе нет места в логичной ежедневности.
Как приступить к работе?
Привычка откладывать все на последний момент может стать серьёзной проблемой неудовлетворённости рабочей и личной жизнью. Постоянные сверхурочные, работа допоздна, упущенные возможности, стресс и чувство неудовлетворённости - несколько симптомов этой плохой привычки. Попробуем рассмотреть, как можно избежать этого и как делаю это я.
Приступая к работе, говорите себе «Я хочу это сделать» вместо того, чтобы постоянно напоминать себе «Мне надо это сделать». Как бы то ни было, всегда вам выбирать, делать что-то либо нет, даже если последствия могут быть неприятными. Сделайте осознанный выбор того, что бы вам хотелось сделать сейчас, и сделайте это! Я обычно составляю план на день, в который я помещаю только те задачи, которые мне хочется увидеть сделанными. Это мой выбор - поэтому их всегда хочется сделать.
Если думать о задаче как о большом слоне, которого вы хотите съесть, то наверняка вы отложите эту задачу «на потом». Спросите себя: «С чего я могу начать прямо сейчас?» Откусите слону ухо и не думайте о том, как он может весь поместиться в вас. Когда это сделано, выберите следующую саму маленькую часть слона либо самую вкусную - без разницы - и съешьте её! По мере уничтожения монстра вы узнаете подробности о слоне, которые не видны были сперва. Каждый раз вы начинаете со следующей мелкой части и получаете от этого удовольствие, пока вы в итоге не обнаружите, что от слона остался один хвост, который без проблем может поместиться в вас за один присест. Если задача необъятная либо не приятная (но, безусловно, важная для вас!) – смело начинайте и пока не думайте о завершении.
Ещё одна причина, ведущая к отсрочке – желание сделать задачу как можно лучше. Вы думаете, что необходимо выполнить задачу максимально хорошо – и это приводит к откладываю её исполнения на неопределённый срок. Как только подходит срок выполнения – у вас уже нет времени выполнить задачу идеально. Эта мысль приводит к стрессу и раздражению по поводу своих способностей и организации своего труда. Если задача не имеет конкретных сроков завершения, то желание сделать её идеально не позволит её закончить никогда, так как всегда найдётся момент, который можно улучшить.
Всегда позволяйте себе право быть человеком. А человек может ошибаться, с этим ничего не поделаешь. Многим гениальным творениям предшествовало 1000 неудачных, но вряд ли эти гениальные творения появились, если бы не эти 1000 предшествующих. Несовершенная работа, сделанная сегодня, всегда лучше, чем идеальная, отложенная навсегда. Если вы хотите написать статью на 5000 слов, позвольте вашему первому черновику состоять только из 100 слов. Обычно я разбиваю неподъемную задачу на несколько мелких дел, не думая о том, кому придётся их делать. Потом беру одну из них, добавляю в список “сделать сегодня” и приступаю без всяких мыслей об идеальности результата. Это не представляет особого труда, так как большая идеально выполненная задача была заменена маленьким съедобным кусочком.
Ещё одна причина отсрочки - ассоциация задачи с лишением. Вы думаете, что занятие делом поглотит всё свободное время и я не смогу его потратить на то, что мне нравиться и интересно. Такая мысль, конечно, не благоприятствует решению задачи. В этом случае я рекомендую выделить время на занятие тем, чем нравиться: хобби, семья, всё что угодно. Выделите на это время и не позволяйте другим задачам вторгаться в эти промежутки. Если у вас будет только два часа на решение задачи, и вы знаете что все остальное время уже занято приятными для вас делами, то особого труда не составит сделать эту задачу, так как другого случая не предвидеться.
В один из своих рабочих дней я был вынужден уйти рано, и было всего лишь 6 с половиной часов на решение всех задач. Я точно знал, что в 16:30 вынужден покинуть офис независимо от того, сколько успел сделать. День прошёл экстремально эффективно, было выполнено около 12 задач, на которые в другие дни ушло бы 8, а то и больше часов. Причем это придало мне положительный эмоциональный заряд на оставшийся вечер.
Мне нравиться выделять дни, непосвящённые никаким делам. Обычно более чем достаточно одного такого дня в неделю (воскресение!), в который удаётся расслабиться полностью и зарядиться энергией на грядущие 6 дней. Когда знаешь, что завтра выходной, и у тебя не будет права что-либо делать - в предыдущий день очень хочется сделать как можно больше.
Когда хочеться видеть выполненной неприятную задачу, я ограничиваю время на её выполнение. В блокноте, который всегда у меня перед глазами, сверкает запись, что через 30 минут (указываю конкретное время) я прекращаю заниматься решением этой задачи. Кроме этого, придумываю, чем бы я мог приятным заняться через эти 30 минут. Например, пока я пишу эти строки у меня в блокноте записано, что с 11:20 до 11:30 у меня будет ленч. Я чувствую легкое чувство голода в животе, а на часах 11:00. Как вы думаете, насколько сложно было написать этот абзац? Иногда, используя такой подход с расстановкой временных рамок, в эти 30 минут так вливаюсь в процесс работы на задачей что мне сложно остановиться. Так как эти рамки выставлены самим собой, то я могу без труда инвестировать больше своего времени на решение этой задачи. В любом случае, можно сказать себе «Стоп!» и идти пить чай либо смотреть свою любимую телепередачу, либо зайти на свой любимый форум, либо что-то ещё, что я себе придумал приятного в качестве вознаграждения.
Помните формулу успеха: Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Хорошее и плохое отлынивание
Оригинал статьи: Good and Bad Procrastination
Автор: Paul Graham
Перевод: Сергей Зефиров
Декабрь 2005
Все сколько-нибудь впечатляющие люди, которых мне довелось узнать, все они ленятся и отлынивают, часто в угрожающих размерах. Это приводит к вопросу — а может, отлынивать не так уж и плохо?
Большинство пишущих про отлынивание рассказывают о том, как с ним справиться. Однако это, строго говоря, невозможно. Вещей, над которыми можно работать, бесконечное количество, и неважно, над чем конкретно вы работаете — вы все равно отлыниваете от всего остального. Поэтому вопрос стоит не в том, как избавиться от отлынивания, а в том, как отлынивать наилучшим образом.
Всего есть три вида отлынивания, зависящих от того, что вы делаете вместо работы над чем-то: вместо работы можно ничего не делать (А), делать что-то менее важное (Б) и делать что-то более важное (В).
К последнему типу относится «рассеянный профессор», который забывает бриться, кушать или даже смотреть, куда он идет, если он занят размышлениями о каком-то интересном вопросе. Его мысли отвлечены от повседневного мира, поскольку они напряженно работают над чем-то другим.
Такими являются все знакомые мне, и достигшие значительных результатов, люди. Они все отлынивают по сценарию В, работая над важными задачами и оставив в стороне вещи мелкого масштаба.
Что такое «вещи мелкого масштаба»? Грубо говоря, это работа, которая не имеет шансов быть упомянутой в вашем некрологе. Прямо сейчас трудно сказать, что станет вашей лучшей работой (будет ли это яркое эссе о шумерской архитектуре или детектив, написанный вами под псевдонимом), но целую область вещей можно откинуть сразу: бритье, стирка, мытье полов, написание благодарного ответа на приглашения - все, что может быть названо «заданием».
Хорошие отлыниватели избегают «заданий», чтобы работать над настоящими задачами.
Само собой, эпитет «хороший» здесь относителен. Вряд ли люди, дающие вам «задания», назовут этот вариант отлынивания хорошим. Но вам придется проявить характер, если вам хочется решить важную задачу. Даже наиболее мягкие люди проявляют твердость характера в отказе от «заданий», если им действительно интересно завершить решение важной задачи.
Некоторые «задания», наподобие ответов на письма, если на них не обращать внимания, проходят сами собой (возможно, прихватив с собой друзей). Другие, такие как мытье полов или оплата электроэнергии, со временем становятся более существенными. И их все равно придется сделать. Почему бы (как советуют все пособия по борьбе с отлыниванием) не сделать их сейчас?
Задачи требуют двух вещей: длительных промежутков времени и подходящего настроения. Этим они отличаются от «заданий». Если вы вдохновлены каким-то проектом, то временный отказ от выполнения «заданий» может оказаться выигрышным. Несмотря на то, что отложенные «задания» займут больше времени, когда вы до них доберетесь, объем выполненной за выигранные дни работы окупит все затраты с лихвой.
Более того, это может быть разницей даже не в количестве, а в качестве. Это касается тех видов работ, которые могут быть выполнены за длинные промежутки времени, во время которых отвлекающих перерывов (в отличии от выполняемых по расписанию). Когда я думаю об известных мне людях, которые известны своими свершениями, я не могу вообразить их тщательно вычеркивающими выполненные работы из пронумерованного списка. В своем воображении я вижу их прячущимися, чтобы поработать над новой задачей.
Принуждение кого-либо к немедленному выполнению «заданий» обязательно приведет к снижению его продуктивности. Цена прерывания больше, чем цена времени на его выполнение, за счет того, что переключение разбивает время до начала «задания» и после его окончания пополам. Хватит, наверное, всего нескольких «заданий» в день, чтобы любой человек не смог работать над сложной задачей.
Я всегда удивлялся тому, что стартапы наиболее продуктивны в самом начале, когда в единственной комнате сидит всего несколько человек. Вполне возможно, причина в том, что еще некому их прерывать. Теоретически, хорошо, когда основатели, наконец, получают достаточно денег для того, чтобы нанять людей, которые будут выполнять часть работы. Но вполне может быть и так, что лучше быть переработавшим, чем прерванным в полете мысли. Как только вы разбавите команду стартапа обычными офисными служащими — отлынивающими по варианту Б — вся компания войдет в резонанс с их частотой. Все они работают от прерываний, и скоро вы начнете работать так же.
«Задания» настолько хороши для разрушения больших проектов, что множество людей использует их в этих целях. Решивший написать повесть человек в один прекрасный момент обнаруживает, что пора мыть полы. Те, кто не смог написать ни одной повести, не пишут их не потому, что целыми днями сидят перед пустым листом бумаги. Они не пишут их во время кормления кошки, во время покупки всякой мелочи для дома, во время встречи с другом. проверки почты, наконец. Они говорят: «У меня нет времени для работы». И у них действительно нет времени, поскольку они сделали все, чтобы его не было.
А еще есть вариант, когда у кого-то нет места для работы. Излечивается просто — достаточно посетить несколько мест, в которых работали великие люди, и посмотреть, насколько они не подходят для работы.
За свою жизнь я многократно использовал оба варианта уклонения от настоящей работы. За последние 20 лет я изобрел множество приемов, как заставить себя работать, но даже сейчас я все равно иногда проигрываю. В некоторые дни я делаю настоящую работу. А некоторые оказываются съеденными выполнением «заданий». И я знаю, что это моя вина — я позволил «заданиям» взять верх потому, что я не хотел столкнуться с какой-либо настоящей проблемой.
Наиболее опасная форма отлынивания — это неосознанное отлынивание типа Б, потому что оно не ощущается отлыниванием. Дела делаются. Просто не те дела, что нужно.
Любой совет насчет отлынивания, который призывает сосредоточиться на вычеркивании сделанных «заданий», не только неполон, а вообще ведет не в ту сторону, если в нем не упомянута вероятность того, что список «заданий» может являться отлыниванием по типу Б. И это слабо сказано — список дел практически любого человека представляет собой план отлынивания по варианту Б. Если вы не работаете над самой сложной проблемой в вашей области, вы отлыниваете по варианту Б, независимо от объема выполненных вами работ.
В своем знаменитом эссе «Ты и Твои исследования» (которое я порекомендую любой амбициозной личности, вне зависимости от рода деятельности) Ричард Хэмминг предлагает задать самому себе три вопроса:
1. Какая самая важная проблема в твоей области деятельности?
2. Ты над ней работаешь?
3. А почему не работаешь?
Хэмминг стал задавать такие вопросы во время работы в Белл Лабс. Вообще-то. любой работающий там должен был работать над наиболее значимыми проблемами в своей области. Может ли любой человек оставить сколько-нибудь значимый след в истории? Я не знаю. Но для любых способностей существуют проекты, которые их превосходят и развивают. Поэтому упражнение Хэмминга может быть обобщено следующим образом:
* Над чем работать лучше всего, и почему я этого не делаю?
Большинство людей сторонится этого вопроса. Я сам избегаю его — я вижу его в тексте и быстренько перехожу к следующему предложению. Хэмминг же спрашивал об этом людей вокруг себя, и это не добавило ему популярности. Однако, с этим вопросом придется разобраться любому человеку с далеко идущими планами.
Преграда состоит в том, что можно поймать бòльшую рыбу, чем возможно вытащить. Хорошая и большая работа требует больше, чем просто наличие хороших проектов. После того, как такой проект найден, надо смочь заставить себя работать над ним, и вот здесь начинаются трудности — чем больше проблема, тем труднее заставить себя работать над ней.
Отсутствие удовольствия от процесса можно назвать основной причиной, по которой люди отлынивают от сложных проблем. В юности такое бывает особенно часто — ты работаешь над скучными вещами потому, что это солидно смотрится, или потому, что это просто поручили. Большое количество дипломников работает над большими проблемами, которые им не нравятся, и именно поэтому дипломная практика стала синонимом отлынивания.
И даже когда вам нравится ваша задача, все равно легче заставить себя работать над маленькими задачами, чем над большими. Почему? Почему так тяжело работать над большими проблемами? Например, потому, что в случае большой проблемы тяжело получить вознаграждение за обозримое время. Если работать над чем-то, что можно закончить за день или два, ожидать приятное чувство выполненной работы приходится всего ничего. Если награда находится где-то в бесконечном будущем, то она выглядит несколько менее реальной.
Боязнь за потерянное время является другой причиной, по которой люди не работают над сложными проектами. «А что, если мы не справимся? Тогда затраченное нами время будет потеряно». (На самом деле — вряд ли. Работа над сложными проектами обязательно приводит к чему-либо полезному.)
Хотя, вообще-то, если бы все дело было в том, что награды просто можно не дождаться, и время будет потеряно, то это ничем не отличалось бы от обычного визита к теще с тестем (или к свекрови со свекром). Однако, все несколько сложнее. Большие задачи пугают. Встреча лицом к лицу с Большой Задачей приносит почти физическую боль. Представьте себе пылесос, подключенный к вашему воображению — он быстро высасывает все ваши первоначальные идеи так, что у вас уже ничего не остается, и продолжает работать.
Невозможно смотреть прямо в глаза большим проблемам. К ним необходимо подходить окольными путями. При этом, угол захода на цель необходимо выбрать достаточно прямой, чтобы поймать часть восхищения, излучаемого Проблемой, но и достаточно острый, чтобы не впасть в ступор.
Похоже, необходимо обмануть себя, чтобы заставить себя же работать над сложными задачами. Либо работать над маленькими вещами, которые вырастут в большие, либо работать над последовательно увеличивающимися задачами, либо разделить тяжесть проблемы с коллегами. И все эти ухищрения — не проявления слабости. Самые лучшие работы выполнялись таким образом.
Когда я говорю с людьми, которые смогли работать над сложными задачами, я всегда обнаруживаю, что они все отстранились от «заданий» и все ощущают по этому поводу некоторые угрызения совести. Я не думаю, что стоит позволять совести грызть вас по этом поводу. Вещей, которые стоит сделать, больше способностей любого человека. Поэтому, делая лучшую из возможных работу, мы всегда оставим какое-либо из «заданий» несделанным. И чувствовать себя из-за этого виноватым не стоит.
Я думаю, что решение проблемы с отлыниванием состоит в том, чтобы дать удовольствию увлечь вас за собой, вместо нудного толкания в спину списком «важных дел». Работайте над амбициозным проектом, который приносит радость, держите курс по ветру и вы оставите несделанными те вещи, которые это заслуживают.
Большое спасибо Тревору Блэквеллу, Джессике Ливингстон и Роберту Моррису за чтение набросков этого эссе.
© 2005 Paul Graham
Как бороться с ленью?
Автор: Сергей Коркин
Часто у меня возникает чувство, что делаю недостаточно, что могу больше. Когда я пытаюсь делать больше, лучше, у меня на дороге стоит ее величество ЛЕНЬ. С ней сталкивается каждый, и это неприятно. Но бороться с ней надо. Мне захотелось узнать, как это можно успешно сделать. Почитал несколько статей, форумов. Оказывается, лень — не абсолютное зло, она бывает разной. Когда мы говорим о лени, каждый подразумевает свое. У каждого своя лень и свои симптомы. Вот некоторые из них:
1. Низкий уровень мотивации к чему-либо. Человек не уверен, для чего он это делает, либо делает это не для себя, либо ожидает, что за него это сделают другие. Бороться с таким типом лени можно, повышая мотивацию. А именно — обдумывая, действительно это тебе нужно, взвешивать за и против. Недостаточно обдуманная в деталях задача имеет крайне малый уровень мотивации ее сделать. Если делаете для кого-то, убедитесь, что человек Вам дорог или что будет от него какая-то польза. Если надеетесь на кого-то, убедитесь, можно ли на него положится.
2. Наиболее распространенное понятие лени — это нехватка силы воли. Если вы обдумали все, решили, что действительно это важно, но все равно лень не уходит. Тут самое важное — начать. Начать — это 50% успеха. Если вы программист, и Вам следует сделать работу, а оно никак не идет, начните писать что-то легкое, бессмысленное, например Hello World — помогает. Или, например, надо написать статью либо пост в блог, но не хочется, нет настроения. Откройте блокнот и начните писать, например, о проведенном дне, лете… Попробуйте. Этот пост написан именно так.
3. У некоторых людей лень — это как стиль их деятельности. Они получают задание, долго думают о том, как его лучше и быстрее сделать. У окружающих создается впечатление, что человек ленивый. И что самое плохое, человек под влиянием окружающих начинает думать, что он действительно лентяй, пытается себя переделать, но выходит только хуже. А на самом деле, когда наступает крайний срок этот человек успешно и рационально выполняет задание. 80% задания можно выполнить за 20% времени.
4. Иногда мы ленимся что-то делать, не делаем это, а оказывается, что делать и не надо было. Это интуитивная лень. Она иногда экономит время. Но полагаться на нее не стоит, особенно когда дела важные, она часто обманывает.
5. Фрейд рассказывал о лени как о получении удовольствия. Когда вы работаете, то получаете удовольствие от результата работы, а когда ленитесь, то от процесса.
6. Еще лень может выступать как боязнь ответственности. Это, как правило, закладывается в детстве, когда родители тщательно оберегают детей от ответственных дел. Но не забывайте, себя переделать МОЖНО.
7. Не стоит понимать лень как что-то обязательно негативное. Это может быть защитной реакцией организма от переутомлений. Не делайте из этого свою любимую отговорку. Вы не можете устать, если ничего не делаете. Данный тип лени присущ обычно трудоголикам. В один прекрасный миг они не могут больше работать, начинают думать, что ленивы, у них развивается чувство вины, внутреннего раздражения… А нужно всего-то просто отдохнуть.
8. Еще одной популярной отговоркой является фраза: «Лень — двигатель прогресса». Но не совсем лень, а стремление сделать что-то с меньшими усилиями, быстрее. Не просто лень, а конструктивная лень является двигателем прогресса. Его не будет, если вы будете свисать с дивана.
Еще о лени:
1. Когда Вам нужно сделать что-либо важное, Вы находите кучу других дел, которые Вам нужно сделать. Вы думаете, что они актуальнее, но это иллюзия. Это, опять таки, недостаточная мотивация, сила воли и самоконтроль.
2. Для лени присуще состояние «здесь и сейчас». Когда человек не думает о будущем, о завтрашнем дне, а убегает в настоящее и живет только сегодня. И постоянно твердит себе, что завтра начнет новую жизнь, сделает то и то… Но завтра происходит то же, что и сегодня. Если с этим тяжело справиться, предлагаю с кем-нибудь поспорить на что-то приличное, что вы сделаете нечто. Возможно, это Вам поможет.
3. Лень не может появляться как угодно и где угодно, ей нужна лазейка. Если вы не ели двое суток, то вы не поленитесь приготовить себе еду (не для студентов), или если экзамен у Вас завтра — вероятнее всего, Вы начнете готовиться. Нужно как можно больше ставить перед собой требований, делать планку выше, и тогда у лени будет меньше шансов найти лазейку.
4. Многие психологи считают, что лень — это приобретенное качество и зависит от воспитания. Если Вам не повезло с воспитанием, все, как я уже говорил, можно изменить. Это сложно, но если вы действительно хотите добиться успеха в жизни, то делайте себя лучше.
5. Лень — очень заразная штука. Если Вы попадаете в коллектив, где все ленятся, то высока вероятность, что вы скоро обленитесь. Стоит избегать таких коллективов и общения с «ленивцами».
6. Когда у Вас часто побеждает лень, вы делаете то, что хочется, а не то, что надо, то возникает компенсирующее чувство вины. В вашем мозгу появляется война мотивов, нарастающее чувство вины, нервное раздражение… Не стоит пускать это на самотек, это может привести к психическим травмам…
Надеюсь, этот пост поможет некоторым избавиться от лени. Удачи Вам. Если у Вас есть дополнения или возражения, пишите в комментарии. Буду очень рад.