Поведенческий портрет на основе интервью (видеозапись)
Материал: видеозапись интервью актрисы Людмилы Артемьевой.
Людмила Артемьева, актриса кино и театра, 44 года. Окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина в 1986 г. (мастерская М. Тер-Захаровой). Играла в театре, снималась в фильмах и сериалах, телеведущая программы «Впрок» (НТВ). Много снимается в рекламе.
Методика поведенческого (психологического портрета) на основе интервью, беседы, тестов, почерка и др. применяется давно и повсеместно как психологами, так и другими специалистами.
Фиксируемые показатели: фактическая информация, данная в интервью: ответы на вопросы, высказывания; манера общения, голос, тип внешности, манера одеваться, прическа, мимика, жесты.
Интерпретация: субъективное мнение, выводы и ассоциации.
Людмила Артемьева, женщина немного за сорок, актриса.
Стиль одежды (белая рубашка-блузка, пиджак, куртка, темные брюки, клетчатый шарф, перчатки без пальцев, кожаный рюкзак) соединяет практичность и элегантность, артистичность. Рюкзак не спортивный, но удобный.
Прическа: волосы средней длины, несколько небрежная укладка «на любую погоду» - также говорит о практичности, об умении выглядеть элегантно, не тратя много времени на укладку. Присутствует некоторая «встрепанность», что, впрочем, не портит актрису, а как бы делает ее «своей»
Актриса не слишком следует моде, не стремится выделяться, предпочитает неброские вещи. Не любит уделять внешности слишком большое внимание, о чем говорит в интервью.
Пантомимика: движения несколько скованные, не размашистые, скорее «уютные». Есть некоторая угловатость, придающая очарование, и застенчивость – как в начале разговора положила, а потом убрала локти со стола. Отсутствует нарочитая женственность, жеманность, скорее, есть некоторые мужские жесты – в манере кивать головой, рубить воздух ребром ладони, как бы «раскладывать по полочкам». Часто кивает головой, встряхивает волосами. На разных вопросах: то прячет руки под стол, то достает одну руку, то обе, то активно жестикулирует, то складывает руки в замок, то трогает скатерть и спички. Походка немного угловатая, шаг достаточно широкий.
Мимика: богатая, но не гротескная. Часто поднимает брови и хмурится, есть быстрая улыбка, ироничная улыбка. Часто моргает, возможно, от вспышек. По мимике можно понять, что некоторые вопросы актрисе скучны, а некоторые заставляют ее оживляться.
Речевое поведение: разговорчива, увлеченно и эмоционально говорит на интересные темы, уклоняется от нежелательных вопросов, на скучные вопросы отвечает честно, тоном подчеркивая, что это скучно. Очень богатые интонации. Темп речи меняется, но скорее быстрый, паузы мягкие, не слишком долгие.
Культура речи высокая.
Интонационное богатство актерское.
Манера общения с другими
Поведение по отношению к другим дружественное, на равных. Нет «звездной болезни», высокомерия. Актриса умеет встраиваться в ситуацию и работать с присутствующими людьми в заданных условиях, настроена на сотрудничество. В начале контакта несколько осторожна, мягка, приветлива и предупредительна. Однако может твердо отказаться говорить на нежелательные темы, перевести разговор, не ответить на нежелательный вопрос. Внимательно и полностью выслушивает вопрос собеседника. Небольшое противоречие в поведении – сначала говорит, что не хочет отвечать на вопрос, потом постепенно отвечает.
К себе, вероятно, относится как к лучшему другу и сотруднику – с любовью и пониманием, но во многом исходя из функциональности. Умеет выжать из себя максимум, достичь намеченных целей.
В психологически значимых ситуациях ведет себя собранно. В основной деятельности склоенна работать максимально качественно.
Интересно сравнить мимику журналистки и актрисы. Особенно это становится заметно, если смотреть без звука, обращая внимания только на жесты и мимику. Журналистка кажется несколько манерной и неестественной, ее мимика бедна по сравнению с актерской, и кажется наигранной:
В интонациях тоже есть большая разница: искусственное интонирование журналистки контрастирует с экспрессивной манерой речи актрисы.
Поведенческий портрет клиента.
Одет сдержанно, стильно, дорого. Чуть сутулится, движения несколько скованные. Мимика богатая, но немного вялая, уголки губ опущены, морщины у глаз и между бровями. Речь почти литературная, артикулированная, паузы иногда театральны. Склонен к эгоцентризму в общении. Все делает с небрежностью, печалью и ленцой.
Демографические данные
35 лет, русский (есть примеси, но роли в жизни это не играет), атеист, сомневающийся, официально – христианин, женат, есть сын, образование неоконченное высшее, родители в разводе, копирайтер, сценарист, раньше у психолога не был, решил попробовать, но относится скептически.
Текущие проблемы и их состояние
Кризис среднего возраста, ощущение бессмысленности. Уныние, раздражительность, вспышки гнева, депрессия, тревожность. По своей инициативе пил препарат атаракс (противотревожное), помогало, но слабо. Не устраивает в жизни все. Винит себя, раздражается на окружающих.
Личная история
Родился в Подмосквоье, единственный ребенок, двоюродные братья и сестры младше. Мать актриса, достаточно легкомысленная, иногда выпивала.
Младенчество и детство
Желанный ребенок, очень привязан был к маме, волновался, заботился. Развивался хорошо, рано начал говорить, потом читать. Были истерики, когда родители ругались между собой. Отец иногда выпивал и дрался. Полная семья до его 10 лет, сложный развод. Воспоминаний из детства мало, вспоминать не хочется.
Латентный период
Ранняя взрослость, забота о матери. Нет проблем в подростковом возрасте – проблем хватало в семье. Учился легко, не всегда охотно. Избегал драк и агрессии.
Адолесцентный период
Мастурбация с детства под полным запретом. Серьезные отношения с девушкой – жили вместе с его 16 до 22 лет. Первый сексуальный опыт – с ней. Девушка ровесница, отношения нежно-дружеские. Раннее взросление, работа. Склонность к самопожертвованию ради других.
Взрослая жизнь
2 брака, оба закончились изменой жены. К детям равнодушен. Случайные романы – редко. Уход в работу и творчество.
Текущие представления (ментальный статус)
Не находит в жизни смысла, недоволен собой. Настроение неустойчивое, часто меняется. Адекватная оценка реальности. То настроен пессимистично, «жизнь проходит, а я ничего не достиг, скоро умирать», то питает надежды «мне нужен только шанс, возможность взлета». К суициду не склонен, попыток не было, мысли приходили – но не рассматривались всерьез.
Сновидения: Редко запоминаются. Иногда бывают тревожные, связанные с ответственностью.
Не пьет, не курит. Играет в компьютерные игры – иногда.
Темы для обсуждения в дальнейшем:
Отношения с родителями – остались ли обиды. Самые яркие воспоминания. Контакты сейчас. Мать – любовь и прощение. Отец – уважение и идентификация.
Гендерная проблематика: измена – что это? Долговременные отношения. Сексуальная гармония.
Профессия: функция, мастерство, дело жизни, хобби? Что такое успех? Что сигнализирует об успехе? Каковы его признаки?
План жизни, главные вехи.
Экзистенциальная проблематика: страх смерти, горе, одиночество.
Исследование когнитивных процессов:
1) Исследование памяти: а) Объём кратковременной памяти (на слоги и слова по слуховой и зрительной модальности); б) Опосредованное запоминание (методика «Пиктограмма).
2) Исследование внимания: а) Избирательность внимания (тест Мюнстерберга); б) Концентрация и устойчивость внимания (тест Бурдона).
3) Исследование мышления и интеллекта: а)логическое мышление (исключение лишнего по смыслу слова; сложные аналогии); б) Образное мышление (методика Г. Айзенка).
Испытуемые: женщина 30 лет, высшее образование.
Испытания проводились после обеда в выходной день.
Исследование когнитивных процессов.
1) Исследование памяти.
а ) Объем кратковременной памяти.
Определение объема кратковременной памяти на слоги при воспроизведении (по слуховой и зрительной модальности).
Инструкция. Сейчас я покажу и назову ряд слогов. Их надо запомнить как можно больше, а затем записать в любом порядке. Каждый слог предъявляется на 2с.
1а – на слух – воз, чел, зот, фул, ник, хиз.
1б – на зрение – рах, коф, зон, лер, неф, нар.
Испытуемая воспроизвела:
При аудиальном предъявлении 6 слогов и 4 правильно за 15 сек.
При визуальном предъявлении 6 слогов и 4 правильно за 22 сек.
Показатель успешности:
-слуховая: В=(3-2/3+0) х100=33, Т=0, А=33+0=33 (А =10 баллов)
-зрительная: В=(4-3/4+0) х100=25, Т=-2, А=25-2=23 (А = 9 баллов)
Определение объема памяти на слова при воспроизведении.
Материал для запоминания: 12 слов. Каждое слово предъявляется на 2 с.
слова на слух – молоток, крик, существо, завод, песня, жизнь, цех, мысль, мотор, речь, причина, звонок.
слова на зрение – разряд, смех, совесть, мастер, шум, шлея, труд, правда, краска, музыка, метод тишина.
Результаты:
Зрительная – 9 слов, и все 9 слов правильно за 55 сек.
Показатель успешности – В=9-0/9+3х100=75; Т=-2, А=75-2=73( 14 баллов)
Слуховая – 7 слов за 42 сек.
Показатель успешности – В=7-0/7+5х100=58,3; Т=-2; А=58,3-2=56,3 (10 баллов)
б) Опосредованное запоминание
Методика “Пиктограмма»
Процедура предъявления. После предъявления слов, испытуемый рисует рисунок и рассказывает, что он выбирает и как собирается припоминать слово.
После выполнения задания листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают испытуемому припомнить по рисунком заданные слова.
Заданные выражения Объяснение рисунка Воспроизведение
Веселый праздник Улыбка и шарики Веселый праздник
Тяжелая работа Человек с грузом и тележкой Тяжелая работа
Развитие спираль-стрелка вверх Развитие
Вкусный ужин Тарелка с едой и рот с капающей слюной Вкусный ужин
Смелый поступок Человек заслоняет ребенка от 2 хулиганов Смелый поступок
Болезнь Человек держится за почерневший живот Боль
Счастье Улыбка, человек обнимает глобус Счастье
Разлука Человек машет уходящему поезду Расставание
Ядовитый вопрос Бутылочка с ядом и знак вопроса Ядовитый вопрос
Дружба Рукопожатие Дружба
Темная ночь Черное небо, месяц и звезды Звездная ночь
Печаль Глаза и слезы Печаль
Справедливость Весы в руке Справедливость
Теплый ветер Лицо ветра с надутыми щеками – он дует и улыбается Теплый ветер
Обман Человек со спины, за спиной держит пальцы скрестив Обман
Богатство Кучи денег Богатство
Испытуемая хорошо рисует, так что рисунки были понятными и похожими.
Количество правильно воспроизведенных слов - 13. Количество ошибочно воспроизведённых – 3. Ошибки, я бы сказала, ассоциативные…
2) Исследование внимания.
а) избирательность внимания
тест Мюнстерберга.
Испытуемому предлагается лист, на котором напечатаны строчками буквы русского алфавита. Среди них в разных местах впечатаны слова, хорошо знакомые испытуемому. Всего 24 слова (солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия). Испытуемый должен как можно быстрее найти слова и подчеркнуть их.
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябилмстчьйфясмтзацэъагнтэхт
Испытуемая подчеркнула 23 слова. 1 слово было пропущено, 1 подчеркнуто ошибочно(точнее, пропущенное было опознано неправильно).
Время – 350 сек.
Т.о. успешность А=В+Т; В=25-1/25+1=0,92; Т=0.
А=0,92
б) концентрация и устойчивость внимания
Тест Бурдона (корректурная проба)
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает букву «Е»
Через каждые 60 секунд по моей команде отмечает вертикальной чертой, сколько знаков уже просмотрел.
Результаты испытуемой:
количество пропущенных незачеркнутых знаков - 10
время выполнения – 110сек
количество просмотренных знаков – 1080
количество просмотренных знаков за первые 60 сек – 590
В первую минуту пропущено 4 буквы, а в течении последующих 50 сек – 6 букв.
Концентрация внимания: К=36х36/10=129,6
А=590/60=9.8 – первая минута
А=490/0 = 9.8 – последующие 50 сек.
1-я мин – А=19.6х19.6/4=96,04
Следующие 50 сек – А=16,4х16,4/6=44,82
Концентрация внимания со временем снижается, т.е. оно неустойчиво.
3) Исследование мышления и интеллекта.
а) логическое мышление.
Пятый лишний.
Испытуемому предъявляют слова (15 рядов слов). В каждом ряду по 5 слов. Ему надлежит вычеркнуть лишнее по смыслу слово. Экспериментатор обращает внимание на результат выполнения (правильно или неправильно) и время.
Результаты теста : 14 правильных ответов за 216 сек.
А=28+0=28
Сложные аналогии
Испытуемому предлагается 16 пар слов и 6 пар в качестве образца. Необходимо найти общее в соответствии 16 пар слов со словами данными в качестве образца и поставить перед каждой парой слов цифру соответствующего образца.
Экспериментатор обращает внимание на результат выполнения (соответствует ли образцу) и время.
Образец.
1. Овца – стадо. 4. Свет – темнота.
2. Малина – ягода. 5. Отравление – смерть.
3. Море – океан. 6. Враг – неприятель.
1. Испуг – бегство. 9. Свобода – независимость.
2. Физика – наука. 10. Месть – поджог.
3. Правильно – верно. 11. Десять – число.
4. Грядка – огород. 12. Праздность – безделье.
5. Похвала – брань. 13. Глава – роман.
6. Пара – два. 14. Покой – движение.
7. Слово – фраза. 15. Бережливость – скупость.
8. Бодрость – вялость. 16. Прохлада – мороз.
Было дано 12 правильных ответов за 250 сек.
А=24+0=24
б) образное мышление
Методика Г. Айзенка «Найти закономерность».
Инструкция. Из шести фигур, расположенных ниже, найти и поместить в квадрат ту, которая удовлетворяет закономерности расположения группы основных фигур (назвать цифру этой фигуры).
Экспериментатор обращает внимание на результат выполнения задания (правильно или неправильно).
Все ответы были правильными. Аобщ=1+1+1=3.