Характерологический анализ литературного персонажа: Орфей.
По книге Эдуарда Шюре «Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий», с учетом других изложений истории.
Выполнила Костина С.В.
Общие сведения.
Время жизни и среда:
«Это было в эпоху Моисея, пять веков до Гомера, тринадцать веков до Христа... Греция того времени была поглощена религией и политикой... Враждебные храмы, соперничающие города, разъединенные религиозными обрядами и честолюбием жрецов и королей, народы, разделенные различием форм богослужения,- все ненавидели друг друга и вели между собой кровавые битвы... Эта борьба между поклонниками солнца и луны не была, как можно бы подумать, пустой распрей двух суеверий. Эти два культа представляли две теологии, две космогонии и две общественные организации совершенно противоположного характера... Между жрецами солнца и жрицами луны происходила борьба не на жизнь, а на смерть»
Детство Орфея:
«Моя мать была жрицей Аполлона. В моих первых воспоминаниях я вижу священную рощу, наш храм и женщину, несущую меня в своих объятиях и покрывающую мое тело своими нежными волосами, как греющим покрывалом. Земные предметы и лица людей приводили меня в неописанный ужас. Но как только моя мать брала меня в свои объятия, я встречался с ее взором, и из него исходило на меня чудное воспоминание о небе. Но этот луч погас в печальных потемках земной жизни. Однажды моя мать исчезла, она умерла, и я не видел ее более. Лишенный ее нежного взора, удаленный от ее ласк, я ужаснулся перед моим одиночеством»
Происхождение, описание поведения и внешности:
«В эту эпоху во Фракии появился молодой человек из царского рода, обладавший непобедимой силой обаяния. Его считали сыном одной из жриц Аполлона. Его музыкальный голос производил необычайное очарование. Он говорил о Богах с особым, ему одному свойственным ритмом, и на нем была ясная печать вдохновения. Его белокурые волосы, гордость дорийцев, падали золотистыми волнами на плечи, а музыка его речей проникала до глубины души. Его темно-голубые глаза сияли нежно и проникновенно, и взгляд их был полон магической силы»
Высокая харизма, личное обаяние, умение произвести впечатление – черты, свойственные демонстративному типу личности.
Основные вехи биографии:
Пел. Был счастлив с возлюбленной Эвридикой.
«Я увел Эвридику к своему храму. Девушки Эбро в венках из гиацинтов воспевали гименей вокруг нас. Я узнал счастье»
После внезапной трагической смерти возлюбленной впал в депрессию и исчез.
«Когда я увидел тело Эвридики, сжигаемое на костре, когда могила поглотила ее пепел, когда последние следы ее живой формы исчезли, я спросил себя: где же ее душа? И я пошел в невыразимом отчаянии, я бродил по всей Греции»
После пережитой утраты Орфей впал в депрессию и пережил трансформацию личности. В его характере появились депрессивные и шизоидные черты.
В видении Орфей получил послание от Эвридики, великую миссию:
«...Проникнув до конца и увидев то, что ни одни уста не должны произносить, я вернулся в пещеру и впал в глубокий летаргический сон. Во время этого сна ко мне явилась Эвридика. Она носилась, окруженная сиянием, бледная и нежная, как лунный свет, и говорила мне: "Ради меня ты не побоялся ада, ты искал меня между мертвыми. Я услышала твой голос, я пришла. ... Если ты хочешь освободить меня, спаси Грецию и дай ей свет. И тогда мне будут возвращены мои крылья, и я поднимусь к светилам, и ты снова найдешь меня в светлой области Богов. А до тех пор я должна бродить в царстве мрака, тревожном и скорбном"»
Ради своей любви Орфей преобразился:
«Я почувствовал, как в меня проник священный трепет беспредельного желания и сила сверхчеловеческой любви. Живая Эвридика дала бы мне блаженство счастья, мертвая Эвридика повела меня к истине. Из любви к ней я облекся в льняные одежды и достиг великого посвящения и жизни аскета»
Величие дальнейших свершений Орфея может навести на мысль о появлении некоторых маниакальных черт, оптимизм и энтузиазм, высокая энергичность говорят о сильной личности:
«Жрецы горы Каукаион приняли Посвященного египетского храма как спасителя. Своими знаниями и своим энтузиазмом Орфей увлек большую часть Фракии, совершенно преобразил культ Вакха и укротил вакханок. Скоро его влияние проникло во все святилища Греции»
Некоторые шизоидные черты будут проявляться и дальше в религиозном самопогружении Орфея:
«Тяжел путь, ведущий отсюда к Богам! - произнес Орфей, который, казалось, прислушивался к внутренним голосам более, чем к голосу своего ученика»
Смерть Орфея, потрясающая многие поколения величием самопожертвования, тоже говорит о демонстративных чертах личности:
«...Я посланник храма. Вы все: цари, начальники и воины Фракии, откажитесь от борьбы с сынами света и признайте божественность Юпитера и Аполлона. Сами Боги говорят с вами моими устами. Если вы выслушаете меня, я пришел как друг, если откажитесь внимать мне, пришел как судья... Орфей стал говорить. Он говорил о величии Богов, о красоте и очаровании божественного света.. ...взволнованные фракийцы говорили друг другу: "Его устами говорит сам Бог, сам Аполлон очаровывает вакханок!"... За Аглаонисой следовало несколько начальников, возбужденных ее волшебными чарами и воспламененных ее ненавистью. Они бросились на иерофанта. Орфей упал, пронзенный их мечами. Он протянул руку своему ученику и сказал: "Я умираю, но Боги не перестанут жить!" Произнеся эти слова, он испустил дух»
Принеся себя в жертву, Орфей добился бессмертия: «Так проникал дух Орфея, таинственно разливаясь по невидимым артериям святилищ и тайного посвящения, в сознание Эллады. Боги приходили в согласие под звуки его голоса, подобно тому как в храме хор посвященных поет в согласии с невидимой лирой. Душа Орфея стала душой Греции»
Итак, резюмируя, могу определить тип личности Орфея как демонстративный с некоторыми маниакальными и шизоидными чертами.