Что такое нарративная терапия  

Сейчас с интересом читаю о нарративной терапии.
Что это такое? Я это понимаю так: переписывание личной истории.

О нарративной терапии - цитаты.


Нарративная терапия ("повествовательная" от англ. ''narrative'' - история, повествование) - направление в консультировании и социальной работе, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.

"Нарративная терапия старается быть доверительным, не навешивающим ярлыков подходом к консультированию и общественной работе, которая представляет людей как экспертов в своих собственных жизнях.
Она показывает проблемы как отдельные от людей и позволяет людям иметь много умений, компетенций, верований, ценностей, обязательств и способностей, которые помогут им снизить влияние проблем на их жизни.
Любопытство и побуждение задавать вопросы, на которые мы преимущественно не знаем ответов, являются важными принципами данной работы.
Существует много различных направлений, которые может принять беседа (не существует единственно правильного направления).
Человек, консультирующийся с терапевтом, играет важную роль в определении направлений, которые будут приняты.
Мне кажется подходящим начинать любое исследование нарративной терапии с обсуждения, что понимается под «нарративами» или «историями» наших жизней. " Морган Эллис Что такое нарративная терапия

Еще определения Н.В.Савельевой:
"Нарративная терапия:

("повествовательная" от англ. ''narrative'' - история, повествование) - направление в консультировании и социальной работе, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.

Понимание событий нашей жизни возникает из историй, которые мы рассказываем друг другу и самим себе. Одна и таже история может быть пересказана с разных точек зрения, и то, как это будет сделано, повлияет на восприятие, оценку происходящего и дальнейшие действия человека.

В каждой культуре существуют доминирующие представления о реальности, которые влияют на наши жизни. Такие широко распространённые представления называются дискурсами.

Дискурс - это система слов, действий, правил, убеждений и общих ценностей. Любой дискурс задаёт какое-нибудь определённое миропонимание. Можно сказать, что дискурс - это мировоззрение в действии.

Например: значение слова "человек" в предложении "все люди имеют равные права" в Декларации о Независимости США изменялось вместе с доминирующими в определённое время представлениями. Когда создавалась Декларация о Независимости, это слово относили к белому, мужчине, землевладельцу, имеющему право участвовать в выборах. Теперь понятие "человек" ассоциируется с любым взрослым гражданином США, вне завимости от пола, цвета кожи и наличия собственности.

Часто дискурсы остаются невидимыми. Поэтому мы считаем некоторые знания "само собой разумеющимися" , а реальность "объективной" или "истинной".

В нарративной терапии мы выявляем такие системы представлений о реальности (дискурсы), которые негативно влияют на нашу жизнь и поддерживают проблемные истории идентичности или отношений.

Отнесение проблем к определённому дискурсу помогает нам увидеть людей отделёнными от тех проблем, которые они испытывают. Сравните: "он злой и грубый" или "злость заставляет его говорить грубости".

Некоторые теории помещают проблему внутрь человека или систему взаимотношений между людьми. Нарративная терапия размещает проблемы внутри дискурсов конкретного общества.

Этот концептуальный сдвиг позволяет сделать влияние дискурса видимым. Те дискурсы, которые поддерживают существование проблемы, могут быть увидены, оценены и заменены на альтернативные, более подходящие человеку."

"Нарративная метафора

Нарратив, как и любые другие карты или модели (например, семейная система, кризис развития, дифференциация, психическое расстройство, оперантное обусловливание, объектные отношения, самоактуализация и т. п.) всего лишь направляющая метафора для работы с людьми, которые обращаются к нам как к специалистам по психическому здоровью и эмоциональному благополучию. Утверждение нарративного (повествовательного) характера социальной реальности не претендует быть «истиной» или «правдой», но говорит о нашем способе ее освоения или понимания.

Нарративная практика не противопоставляет себя другим теоретическим подходам, хотя и вырывает терапевтическую работу из привычного экспертного контекста профессиональной психологической помощи.

Использование нарративной аналогии позволяет прояснить наши намерения в терапевтической работе, задаёт контекст, в котором жизненный опыт не только переструктурируется (как, например, в системной терапии), не только переосмысливается (как, например, в экзистенциальной терапии), а перепроживается через создание альтернативных историй.

При этом привычный конструкт о времени как о потоке или необратимой последовательности «прошлое-настоящее-будущее» подвергается сомнению. Время рассматривается в нарративном подходе как принцип организации наших действий, специфика структурирования опыта, которая может быть изменена в соответствии с предпочтениями рассказчика (нарратора). С этой точки зрения «настоящее» содержит в себе «прошлое» и «будущее» как части целого. А любую часть жизни можно не только «вспомнить» или «вообразить», но сколько угодно раз перепрожить с помощью нарративного перерассказывания . «Прошлое-настоящее-будущее» осмысливаются как текст, имеющий начало - середину - конец. Этот текст можно редактировать по своему усмотрению, задавая любую последовательность событий.

Нарративная метафора как стратегия преобразования социальной реальности (в терминологии П. Ватцлавика «реальности второго порядка») конструируется через знаковые системы.

Язык, слова как средства описания и коммуникации возникают и используются в определённом культурном и историческом контексте. Вне этого контекста они становятся оторванными от действительности («это всего лишь слова»). Или могут рассматриваться только как одна из частей действительности («произнесение слов – неизбежная часть нашей жизни»). В контексте нарративного подхода язык считается способом производства самой действительности. Возможность понимания мира через идею нарратива не просто умозрительная языковая игра терапевта с клиентами, но технология конструирования социальности для них обоих .

Из этой идеи формируется не-экспертная и де-центрированная терапевтическая позиция специалиста, работающего с людьми в нарративном подходе.

«Не-экспертность» или «не-знание» - это сознательная установка профессионала, что только сами люди, обратившиеся за помощью являются экспертами по проблеме, которая оказывает влияние на их жизнь. Поскольку, «реальность у каждого своя», то любые гипотезы о том, что такое «норма» или «патология» полезно осмысливать только в контексте личного жизненного опыта и предпочтений каждого человека.

«Де-центрированность» позиции терапевта в том, что он не нейтрален в процессе терапевтической работы (наблюдатель в любом случае влияет на наблюдаемое). Взаимодействие с клиентом – двусторонний процесс, влияющий на его жизнь не менее, чем на жизнь того, кто пришёл к нему за консультацией. Но в терапевтической работе в фокусе внимания будут смыслы, истории клиента, а личные значения и смыслы терапевта также будут присутствовать, но смещенными в сторону от центра.

Намерение нарративного терапевта – сотрудничать с людьми в развитии новых предпочитаемых нарративов о них самих и мире, в котором они живут.

Для этого нарративные терапевты слушают истории, которые рассказывают люди, и задают вопросы, приглашая людей прояснять понимание на каждом повороте беседы. Все вопросы задаются из позиции «не-знания».

Вопросы лучше помогают сохранять приоритет опыта других людей перед опытом терапевта, чем интерпретации или утверждения. В нарративном подходе вопросы задают, чтобы порождать опыт , а не собирать информацию для выдвижения терапевтических гипотез или проведения интервенций. Те вопросы, которые задаёт терапевт, оказывают влияние на процесс, выдвигая на первый план одни фрагменты опыта, затеняя или исключая другие.

Ответственность нарративного терапевта в том, чтобы направление спрашивания соответствовало интересам клиентов и открывало пространство для исследования, и дальнейшего уплотнения или деконструкции названных ими нарративов. Вопросы терапевта постоянно осмысливаются в контексте личного опыта клиентов (Это именно то, о чём бы вы хотели поговорить? Эта беседа помогает вам? Как именно? Были ли вопросы, которые показались вам более полезными? Почему?).

Неизбежно, что какие-то моменты беседы с точки зрения терапевта могут казаться более, а какие-то менее интересными. Иногда терапевт может скучать. В этом случае ответственность терапевта выяснить, скука какого рода появилась в беседе. Мешает ли она и ему и клиенту, и тогда надо менять направление спрашивания. Или скучно стало только терапевту, а энергетика клиента снижается не из-за отсутствия интереса, а в ответ на зевки и рассеянность терапевта. И тогда можно осознать ограничения, привносимые в работу терапевтом. "


На главную
О структуре ценностей
О смысле жизни
Карта сайта
Напишите мне



Hosted by uCoz