Я выбрала тему «Осознаваемые и неосознаваемые психические процессы» как самую, на мой взгляд, интересную и обширную. Мне кажется, тщательное изучение этой темы не останется просто «учебным процессом», но пригодится мне в дальнейшей работе. Проблематикой неосознаваемых процессов занимается вся психология, а особенно классический психоанализ. При упоминании неосознанных процессов имя Зигмунда Фрейда приходит в голову сразу. Именно он впервые обратил всеобщее внимание на тот факт, что основная часть человеческой психики находится вне осознания. (Есть ученые и практики, придерживающиеся иных взглядов, но мне ближе эта точка зрения – и в силу личного предпочтения и специфики темы я буду исходить из этой предпосылки) Осознаваемые же процессы будут мной лишь упомянуты – они доступны изучению и изучаются во многих направлениях психологии.
Сначала попробую найти определения неосознанному-бессознательному. Бессознательное - совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. Оно не представлено в поле восприятия. Бессознательное не констатируется, а дедуцируется на основе констатируемого. По Фрейду бессознательное включает в себя латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. «Самым первым и лучшим значением слова «бессознательное» является его дескриптивное значение. Мы называем бессознательным психический процесс, существование которого следует предполагать постольку, поскольку мы выводим его из действий, о нем же самом нам ничего не известно» (З.Фрейд)
«Динамическое значение бессознательного заключается в действенности и действительности его проявлений, которые не подвластны сознательному пониманию действующего» (Г.Кнапп)
Конечно, определения весьма условны. "Сознание", "бессознательное" - это только способ говорить о некоторых вещах - процессах действительности, взятых в контексте их отношений с окружающим.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих лекциях по общей психологии выделяет три класса неосознаваемых процессов:
1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;
2) неосознаваемые побудители сознательных действий(неосознаваемые мотивы и установки);
3) «надсознательные» процессы.
1) В класс неосознаваемых механизмов сознательных действий входят три подкласса:
а) неосознаваемые автоматизмы (никогда не осознававшиеся – автоматические, и ушедшие в неосознанное со временем - автоматизированные);
б) явления неосознаваемой установки (готовности);
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий (физ. явления, невербальный язык).
2) Неосознаваемые побудители сознательных действий основательно изучены и описаны Зигмундом Фрейдом. В его книге «Психопатология обыденной жизни», а также в его лекциях «Введение в психоанализ» подробно описаны такие явления бессознательного как ошибочные действия: оговорки, описки, очитки и ослышки, забывание, невыполнение намерения, запрятывания, ошибки-заблуждения. Фрейд, кроме сознания и подсознания, выделял также предсознание – промежуточная зона неосознанных, но осознаваемых вещей. Бессознательное же – по Фрейду – гнездо сильных, но подавленных влечений и желаний, либидо и мортидо, которые проявляются во всей нашей жизни, и выдают себя в сновидениях, ошибочных действиях и невротических симптомах.
3) «надсознательные» процессы - процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, радикально меняет ее течение. Есть и другие определение: не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший этап творческого процесса, отличный от его сознательных и бессознательных компонент. В дальнейшем П.В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря коему происходит рекомбинация прежних впечатлений, соответствие коих действительности устанавливается вторично.
Одним из первых психологов, который обратил специальное внимание на надсознательные процессы, был У.Джеймс. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» он говорит о соотношениях религиозности и неврозов, о религиозном чувстве и чувстве божественного присутствия, об иррациональности и мистическом опыте. Книга содержит уникальные описания надсознательных переживаний и процессов.
Стоит упомянуть об интересной связи бессознательных и надсознательных процессов. Часто нам лучше думается, когда мы делаем какую-то монотонную физическую работу. После длительный пеших прогулок к нам приходят озарения, разрешаются запутанные проблемы. Сформулировав задачу, можно предоставить подсознанию работать над ней, а сознание будет занято делом, не требующим серьезной концентрации. Как правило, еще до окончания работы несколько вспышек озарения подскажут нужный ответ.
Впрочем, дело тут не только в монотонности. Достижению состояния озарения способствует целый ряд методик: повторение позитивной фразы; прослушивание любимой музыки; созерцание произведений искусства; чтение поэтических произведений; продолжительное нахождение под душем или прием ванны; прогулки в любимом уголке природы или города; рыбалка; переключение сознания на иронический, философский лад. Все эти и многие другие факторы способствуют преодолению прежних ментальных установок и могут служить пусковым механизмом для озарения.
Бессознательное и надсознательное связаны. Многие гениальные открытия и озарения происходили во сне. История знает немало примеров, когда сны-озарения приводили к гениальным изобретениям и научным открытиям. Дмитрию Менделееву приснилась периодическая система химических элементов. Эйнштейн утверждал, что одно из главных творений своей жизни - знаменитую теорию относительности - он увидел еще в юности в одном из своих сновидений. Во сне он катался на санках, скорость которых увеличивалась до тех пор, пока не достигла скорости света, тогда звезды стали менять видимую форму и превращались в светящиеся линии. Это сновидение почему-то запомнилось Эйнштейну, и он в мыслях постоянно возвращался к этой картинке, это помогло созданию фундаментальной работы.
Есть также немного другие классификации проявлений бессознательного:
1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки);
2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения);
3) неосознаваемые субсенсорные (подпороговые) процессы и механизмы (например, явления неосознаваемого восприятия, когда внешний раздражитель, не осознаваемый субъектом, вызывает поведенческие, эмоциональные, вегетативные, биоэлектрические реакции или же изменяет ту или иную психическую деятельность человека);
4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т.д.).
Из наблюдений психологов, психиатров известно, что в определенных случаях неосознаваемые внешние сигналы, если они один или несколько раз совпали с сильным эмоциональным возбуждением, могут через месяцы и даже годы вызывать так называемые безотчетные эмоциональные переживания или даже невротические реакции, когда повод, в настоящее время их вызвавший, остается скрытым от сознания субъекта.
Чувство фрустрации (психического переживания неудачи) часто вызывается неосознанными противоречиями личных желаний человека и ограничений и запретов. В случаях длительных сильных переживаний отрицательных эмоций, например, при продолжительных конфликтных жизненных ситуациях, физически очень слабые, но эмоционально значимые сигналы, в частности словесные, через временные связи участвующие в нервной организации данной эмоции, ведут к адаптации нашего поведения. Меняется восприятие эмоциональных стимулов, возникают психологические защиты.
Существует несколько определений психологических защит:
Психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф.Бассин).
- Механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающий в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (Ташлыков В.А.).
- Механизмы, поддерживающие целостность сознания (Роттенберг В.С.).
- Система, стабилизирующая личность, которая проявляется в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникающих при критическом рассогласовании картины мира с новой информацией (Грановская Р.М.).
- Механизмы компенсации психической недостаточности (Воловик В.М., Вид В.Д.).
- Особым образом осмысленная психотерапевтическая практика, особенность которой и в том, что внешний конфликт (пациента с врачом или пациента с другим человеком) служит основанием полагать существование в психике сил, находящихся в конфликте друг с другом, и существующих механизмов психоогической защиты (Журбин В.И.).
Это интереснейшая тема, особенно важная для практических психологов. Психологические защиты можно отнести к неосознаваемым побудителям сознательных действий. Защиты являются специфической адаптацией нашего поведения к реальности, то есть несут позитивную функцию, однако, в силу своей неосознанности, бывают не совсем адекватны ситуации. Формирование защитной реакции может предохранить человека от поведения, которое наверняка приведет к возникновению тревоги; часто оно предотвращает и антисоциальное поведение. С другой стороны, формирование защитной реакции может иметь и опасные социальные последствия в силу ее иррицаональной интенсивности. Психологические защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными, стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения и приводят к искажению восприятия действительности и самого себя.
Одной из движущих сил личности является страх и тревога. Корни страхов часто уходят в бессознательное, да и сам страх часто бывает неосознанным, иррациональным и немотивированным. Страх заставляет человека предпринять что-либо, либо эффективными способами избежать тревожащей зоны, подавить опасный импульс, подчиниться голосу совести, либо в случае травматического страха человек прибегает к защитным механизмам.
По мнению многих авторов, защитные механизмы имеют следующие общие свойства: они действуют в подсознании, индивид не осознает, что с ним происходит, они отрицают, искажают, фальсифицируют действительность, они действуют в ситуации конфликта, фрустрации, психотравмы, стресса.
Существует много различных классификаций психологических защит. По книге Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика» психологические защиты делятся на первичные (примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, проекция, интроекция и проективная идентификация, расщепление эго и диссоциация) и вторичные (вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, компартментализация, аннулирование, поворот против себя, смещение, реактивное образование, реверсия, идентификация, отреагирование, сексуализация и сублимация)
Я дам очень краткие (и потому не совсем верные) описания этих психологических защит – как я их понимаю.
Примитивная изоляция - психологический уход в другое состояние сознания, уход в сны, фантазии, измененные состояния сознания, другую деятельность. Бегство из реальной жизни.
Отрицание - “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”
Всемогущий контроль – «Я все могу»
Примитивная идеализация – психический процесс сверхоценки, «всемогущий защитник»
Обесценивание – разочарование, принижение
Проекция - процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.
Интроекция - процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри.
Проективная идентификация - соединение проективного и интроективного механизмов
Расщепление эго - приписывание хороших или плохих валентностей всему окружающему миру.
Диссоциация – психологическое отделение от себя, от своего тела в результате сильной травмы
Вытеснение(репрессия) – мотивированное забывание и игнорирование, иррациональный страх порождает необходимость забыть. «Суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него» Фрейд
Регрессия – «возвращение в детство», возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности, бессознательное желание помощи.
Изоляция - изоляция чувства от понимания.
Интеллектуализация - вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта. Человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается впечатление отсутствия эмоции.
Рационализация – рациональное объяснение, помогающее смириться с неприятным, «не боьно-то и хотелось», «и это к лучшему»
Морализация – поиск морального оправдания и долженствования
Компартментализация (раздельное мышление) – защите, позволяющая двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанной запутанности, вины, стыда или тревоги.
Аннулирование - бессознательная попытка уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект.
Поворот против себя - перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя.
Смещение - перенаправление эмоции или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается.
Реактивное образование - преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот.
Реверсия - проигрывание сценария, переключающего отношение человека с субъекта на объект или наоборот. Человек перемещает сильные аспекты трансакций таким образом, чтобы играть скорее в инициирующую роль, чем отвечающую.
Идентификация - идентификация с другим человеком или с его отдельными сторонами
Отреагирование – проигрывание пугающего сценария, оборачивающее пассивное в активное, чувство беспомощности и уязвимости в действенный опыт и силу.
Сексуализация (инстинктуализация) – попытка превращения неприятного и пугающего в приятное, «подслащивание» неприятных событий.
Сублимация - социально приемлемое выражение базирующихся на биологии импульсов.
Также некоторые другие психологи выделяют такие психологические защиты: вытеснение, обратное чувство, подавление (первичное, вторичное), идентификация с агрессором, аскетизм, изоляция аффекта, девалюация, уничтожение, сновидение, отчуждение, катарсис, творчество в качестве защитного механизма, инсценирование реакции, фантазирование, «заговаривание», аутоагрессия и т.д.
Психологические защиты классифицируются по разным признакам. Механизмы защиты можно разделить по уровню зрелости на проективные (считаются более примитивными, не допускают поступления конфликтной и травмирующей личность информации в сознание) и дефензивные (допускают травмирующую информацию, но интерпретируют ее как бы «безболезненным» для себя образом). Ф.Б.Березин выделяет четыре типа психологической защиты: препятствующие осознанию факторов, вызывающих тревогу, или самой тревоги (отрицание, вытеснение); позволяющие фиксировать тревогу на определенных стимулах (фиксация тревоги); снижающие уровень побуждений (обесценивание исходных потребностей); устраняющие тревогу или модулирующие ее интерпретацию за счет формирования устойчивых концепций (концептуализация).
Фрустрации, конфликты, стрессы могут привести к возникновению психических патологий, которые также можно отнести к неосознаваемым процессам, точнее, это комплексы неосознаваемых процессов. Существует множество психических патологий, способов их диагностики и лечения.
Фрейд на праздновании своего семидесятилетия сказал: "Поэты и философы открыли подсознание задолго до меня. Я лишь нашел научный метод изучения бессознательного" В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного, а также диагностики и терапии, используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.
Всесторонний учет и сопоставление внутреннего психологического содержания, «субъективных показаний сознания» (словесный отчет) в сочетании с регистрацией объективных реакций: поведенческих, вегетативных, биоэлектрических, дает возможность изучать не только сознательные, но и неосознанные процессы и реакции. Распространенный способ моделирования в эксперименте различных ситуаций и их проработка, а также обсуждение жизненных ситуаций и установок человека тоже не оставляет бессознательное в стороне. Также хорошие результаты дает изучение продуктов творчества.
Также важны методы диагностики психологических защит и неосознанных психических процессов. В них входят как уже упомянутые методы изучения бессознательного, так и специфические способы. В первую очередь стоит назвать проективные методы исследования, например, тест Роршаха. Проблемы диагностики механизмов психологической защиты осложняется еще и тем, что авторы методик придерживаются различных теоретических ориентаций, что порождает большое количество терминологических неточностей и проблему несопоставимости данных, полученных разными авторами.
Так или иначе, в своей жизни, индивидуальном развитии и работе над собой мы используем и изучаем наше бессознательное (а наше бессознательное использует нас). В изучении своего бессознательного я пользовалась такими приемами:
1. Изучение типичных бессознательных процессов, предположение и поиск их у себя
2. Самонаблюдение, интроспекция
3. Запись и анализ сновидений
4. Запись и анализ ошибочных действий
В групповой (терапевтическая группа встреч) работе с неосознанными процессами мной использовались:
1. Игра в ассоциации с последующим анализом ассоциаций
2. Игра «Зеркало»
3. Видеосъемка, просмотр и обсуждение поведения, типичных движений, мимики, привычек
4. Обсуждение любимых сказок и личных мифов
5. Обратная связь участников группы
6. Инсценировки снов
В личном консультировании мной использовались:
1. Анализ сновидений
2. Анализ ассоциаций
3. Анализ личных мифов
4. Интерпретация результатов проективных тестов и опросников
Список использованной литературы:
Ю.Б.Гиппенрейтер «Введение в общую психологию»
З.Фрейд «Психопатология обыденной жизни», «Введение в психоанализ»
У.Джеймс «Многообразие религиозного опыта»
Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика»
Психологический словарь
Философский словарь